20/08/2019
Конкурс малых грантов на реализацию инновационных проектов в области образования
31/07/2019

Конкурс на проведение исследования экономического портрета выпускников колледжей и учебных заведений

Фонд Сорос-Казахстан в рамках инициативы «Открытая экономика» объявляет конкурс на присуждение гранта для реализации исследования социально-экономического портрета выпускников колледжей и профессиональных учебных заведений.

I. КРАТКАЯ ИНФОРМАЦИЯ ОБ ИНИЦИАТИВЕ «ОТКРЫТАЯ ЭКОНОМИКА»

Миссия инициативы «Открытая экономика» заключается в поддержке инклюзивных экономических реформ, демонстрирующих признание и уважение прав человека. С этой целью инициатива поддерживает проекты направленные на:

  • Разработку и открытое обсуждение рекомендаций по экономической политике в Казахстане с целью обеспечения инклюзивного и устойчивого экономического развития страны;
  • Формирование общественной дискуссии по наиболее актуальным вопросам экономических реформ;
  • Расширение взаимодействия между экспертами в области экономики, аналитическими центрами и государственными органами;
  • Продвижение рекомендаций ОЭСР и других международных организаций, содействующих вхождению Казахстана в 30-ку наиболее развитых стран мира.

II. КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ АКТУАЛЬНОСТИ ПРОБЛЕМЫ

Согласно исследованию «Пути повышения эффективности управления государственными активами в образовании», на начало 2015/2016 учебного года в Республике Казахстан функционировало 780 самостоятельных организаций технического и профессионального образования (далее – ТиПО) и 18 филиалов. Число выпускников ТиПО в 2015 году составило 165 946 человек, из них 95 397 или 57,5% трудоустроены, а 14 103 (8,5%) продолжили обучение. Таким образом, в 2015 году 56 446 или 34% всех выпускников ТиПО, вероятнее всего, присоединились к поколению ни-ни (Not in Education, Not in Employment) или стали частью неформальной экономики страны, где отсутствует должное нормативно-правовое регулирование (нет пенсионных отчислений, нет социальных гарантий, нет правовой защиты).

На основе данных цифр, можно предположить, что ежегодно порядка 1/3 всех выпускников ТиПО в Казахстане присоединяются к армии «не учащихся и не работающих» или становятся участниками неформальной «серой» экономики. Сколько таких людей стало, например, с 2015 года, т.е. за последние 5 лет, можно только догадываться.

В отличие от развитых стран с более высокими стандартами жизни и социальным обеспечением, в Казахстане поколение «ни-ни» не может рассчитывать на долгосрочную материальную поддержку со стороны родителей или государства и зачастую становится не активным участником экономических отношений, а грузом и фактором риска для общества. Так, данная группа населения не использует полностью свой экономический потенциал, не занимается реализацией своих экономических прав и возможностей, не вносит вклад и не участвует активно в экономической жизни страны. Кроме того, в Казахстане до сих пор не проводились исследования по оценке экономической отдачи от вовлечения данной категории населения в рынок труда и экономические отношения.

III. ГЕОГРАФИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

На начальном этапе предлагается провести пилотный проект по исследованию социально-экономического портрета выпускников ТиПО в одном из регионов Казахстана, например в Алматы. В дальнейшем данное исследование возможно провести в остальных регионах Казахстана. В результате будут покрыты 14 областей и 3 города республиканского значения. Для репрезентативности и экономии бюджета проекта исследование также можно провести в пяти мегарегионах страны (юг, север, запад, восток, центр).
Такой подход позволит обеспечить достаточно большой географический охват, региональную специфику, местные и общенациональные социально-экономические факторы, влияющие на профессиональные перспективы выпускников ТиПО.

IV. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ

  1. Составить социально-экономический портрет выпускников колледжей и профессиональных учебных заведений (материальное положение, социальный статус, профессиональное развитие).
  2. Оценить эффективность формальных и неформальных социальных лифтов для выпускников колледжей и профессиональных учебных заведений (формальные и неформальные каналы трудоустройства, развития, получения образования).
  3. Оценить эффективность государственной поддержки, развития и трудоустройства выпускников колледжей и профессиональных учебных заведений (молодежные государственные программы, молодежные биржи труда, центры профессионального развития и повышения квалификации).
  4. Оценить конкурентоспособность и востребованность среднего специального образования (колледжи и профессиональные учебные заведения) в Казахстане.
  5. Выявить проблемы, с которыми сталкиваются выпускники колледжей и профессиональных учебных заведений при трудоустройстве и профессиональном развитии.
  6. Составить рекомендации и предложения по продвижению экономических прав и возможностей выпускников ТиПО.
  7. Оценить эффективность коммерческих и общественных институтов поддержки и развития молодежи и выпускников ТиПО (бизнес-инкубаторы, производственные стажировки).
  8. Выстроить взаимодействие между всеми сторонами, заинтересованными в продвижении экономических прав и возможностей выпускников ТиПО.

V. ЗАИНТЕРЕСОВАННЫЕ СТОРОНЫ

Выводы и рекомендации исследования могут представлять интерес следующим организациям и институтам:

  • Законодательные органы (мажилис и сенат) РК
  • Министерство образования и науки РК
  • Министерство труда и социальной защиты РК
  • Министерство культуры и спорта РК
  • Министерство информации и общественного развития РК
  • Некоммерческое акционерное общество холдинг «Кәсіпқор»
  • Международные, некоммерческие и общественные организации
  • Местные исполнительные и законодательные органы
  • Общественные советы
  • Консультативные органы

VI. МЕТОДЫ ПРОВЕДЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Методы и инструменты проведения исследования выбираются в соответствии с целями, задачами и результатами, описанными в данной технической спецификации.

VII. НАПРАВЛЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Исследование социально-экономического портрета выпускников ТиПО включает в себя, не ограничиваясь, следующие основные тематические направления:

  1. Трудоустройство и профессиональное развитие
  • Формальный или неформальный сектор
  • Работа по специальности или не по специальности
  • Формальные и неформальные каналы трудоустройства (биржа труда, знакомства, учебное заведение)
  • Время, которое потребовалось для устройства на работу
  • Производственная практика и профессиональные стажировки
  • Квалификация и категория
  • Востребованность профессионального образования и рабочих специальностей на рынке труда Казахстана
  1. Социально-экономическое положение
  • Месячный доход респондента (семейный доход) и средний доход в регионе (номинальный и реальный доходы)
  • Семейные отношения и семейный статус
  • Наличие пенсионных отчислений
  • Место рождения, жительства, учебы и работы
  • Жилищные условия (собственное жилье, аренда, проживание совместно с родителями)
  1. Образование
  • Форма обучения (очная или заочная)
  • Платное или бесплатное обучение (грант, помощь родителей, собственные средства)
  • Высшее образование (в процессе, в планах, нет)
  1. Жизненные и профессиональные ценности
  • Профессиональные ценности
  • Жизненные ценности
  1. Планы на будущее
  • Переезд в другой населенный пункт или страну
  • Смена работы
  • Карьерный рост
  • Дополнительное образование
  1. Социальное самочувствие
  • Уверенность или неуверенность в завтрашнем дне
  • Удовлетворенность своим материальным и нематериальным положением
  • Социальный статус и признание в обществе
  1. Хобби, увлечения, свободное время
  • Интересы и хобби
  • Клубы и секции
  1. Жизненные стратегии успеха
  • Карьерный и жизненный пути
  • Жизненные и карьерные ориентиры

VIII. РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОЕКТА

Основными результатами проекта по социально-экономическому портрету выпускников ТиПО будут:

  • Отчет и презентация о социально-экономическом положении выпускников ТиПО
  • Оценка эффективности государственной политики и поддержки молодежи, в частности выпускников ТиПО
  • Рекомендации и предложения по улучшению социально-экономического положения выпускников ТиПО
  • Дорожная карта сотрудничества между всеми заинтересованными организациями и сторонами
  • Короткие социологические фильмы о выпускниках ТиПО в Казахстане
  • Другие результаты, предложенные в рамках исследования

IX. ПОРЯДОК И РЕГЛАМЕНТ ПРОВЕДЕНИЯ КОНКУРСА

Для участия в конкурсе заинтересованные лица должны предоставить следующие документы:

  • заполненную заявку установленного образца в формате Word,
    1. форму заявки для индивидуальных лиц, можете скачать здесь
    2. форму заявки для организаций, можете скачать здесь
  • резюме физического лица и/или  ключевых исполнителей проекта, если заявка подается от организации

Заявитель также вправе приложить любые другие документы, которые могут помочь в оценке его/ее проекта.

Заявки для участия в конкурсе принимаются до 6 октября 2019 года (до 24:00).

Заявки, поступившие после указанного срока, не рассматриваются. Заполненные заявки следует направлять только в формате MS Word на электронные адреса: application@soros.kz и sorosapplication@gmail.com с пометкой: «Открытая экономика — ТиПО».

Все поступившие заявки будут зарегистрированы и тщательно рассмотрены экспертным комитетом инициативы «Открытая экономика». В случае необходимости Фонд оставляет за собой право запросить у заявителя дополнительную информацию, имеющую отношение к участию в данном конкурсе.

В случае возникновения вопросов, пожалуйста, обращайтесь к директору программ Фонда Сорос-Казахстан Боте Аязбаевой:

Рабочий тел.: +7 (727) 258 13 54 (вн. 1005)
Электронная почта: bayazbayeva@soros.kz