12/03/2020
Чистая энергетика – это ещё и устойчивая энергетика
11/03/2020
Сделано в Китае: пандемия
13/03/2020

Дебаты в Казахстане. Как появились и охватили всю страну

Дебатное движение настолько популярно среди школьников и студентов, что кажется, оно существовало всегда. Однако мало кто знает, что впервые формат дебатов в Казахстане начал развивать Фонд Сорос-Казахстан. Мы поговорили с Бахытнур Отарбаевой, координатором программы «Дебаты» Фонда Сорос-Казахстан в 1996-2004 годах о том, как дебаты захватили всю страну и вышли на телевидение.

Программа «Дебаты» была запущена в Казахстане в 1996 году. Программа была начата с проведения тренингов для тренеров, участники которых обучались формату дебатов Карла Поппера. Считалось, что этот формат лучше всего подходит для начинающих дебатеров.

Надо сказать, что в 90-ые годы у нас была некая эйфория: было больше демократических свобод по сравнению с нынешним временем; было много надежд и уверенности в том, что наша страна пойдет по демократическому пути, что у нас все получится. Мы верили в те реформы, которые проводились.

Именно эта вера во многом вдохновляла координаторов и других участников программы «Дебаты» развивать ее в Казахстане.

В 1994 году  Институт «Открытое общество»  разработал формат дебатов на основе идей философа Карла Поппера, который мы в дальнейшем начали практиковать. Культура дебатов в Казахстане зародилась в конце 1997 года, – вспоминает Бахытнур Отарбаева. Уже в 1996 году мы провели первые тренинги. Выпускниками этих тренингов были, в основном, учителя из регионов. Они возвращались в свои школы и начинали проводить дебаты среди своих учеников.

Изначально дебаты проводились на русском языке, затем появилась необходимость создания лиги на казахском языке – запрос на это шел, в первую очередь, из регионов Казахстана.

Однажды мы попытались сосчитать: более 10 тысяч школьников, начиная с 7 класса, были вовлечены в дебатную программу в Казахстане. Тренинги для тренеров помогли расширить сеть дебатов по всему Казахстану. В каждой области был один координатор, который был ответственен за развитие дебатов в своем регионе. Как правило, координаторами становились талантливые учителя школ, они были активны и благодаря этому программа на местах получила большую популярность. Ее поддержали и отделы образования, и акиматы, и департаменты внутренней политики. Без самоотверженного труда региональных координаторов такого успеха, конечно, не случилось бы. Наши координаторы предлагали актуальные для того времени темы для школьных, городских и республиканских турниров. В Алматинской области дебаты развивала Гауфария Ахметова, Баян Биримкулова развивала программу в Жамбылской области; очень много внести в программу дебатов Оксана Франковская и многие другие координаторы. Все это делалось ими безвозмездно, и я видела их работу: они интеллектуально развивали дебаты в своих областях, выкладывались на все сто.

Из программы вырос Национальный дебатный центр, который координировал движение.

Большой вклад в развитие этого движения внесли также студенты столичных вузов, на тот момент Алматы: они распространяли информацию о дебатных клубах и турнирах среди студентов из других городов. Надо также отдать должное каналу «Хабар»: мы искали партнеров среди медиа и этот канал согласился дать нам время. В этом была большая заслуга продюсера программы «Город будущего» Гаухар Юсумбаевой. Чуть позже удалось запустить программу на казахском языке – «Азамат». В это название мы вложили смысл дебатов: показать важность гражданской позиции среди молодежи. «Город будущего» и «Азамат» открыли дорогу многим талантливым студентам на их карьерном пути.

Успех программы можно объяснить и тем, что в 90-ых у молодежи не было столько возможностей для досуга, как сейчас. Школьники и студенты, которые хотели развиваться, социализироваться и находить друзей по интересу приходили в дебатные клубы. Популярность дебатов помогла программе достигнуть цели, которую ставил Фонд – программа стала устойчивой, выросла в настоящее дебатное движение с большим количеством последователей. Одним из результатов программы также стало сотрудничество с парламентом:

Совместно с сенаторами парламента, среди них была, например, Зауреш Батталова, мы запустили программу Общественные помощники парламента. Это была уникальная программа, благодаря которой студенты, в первую очередь юридических факультетов, смогли получить возможность участвовать в законотворческом процессе. Ребята знакомились с законопроектами, давали обратную связь и предложения по ним. Самое удивительное, что по нескольким законопроектам их предложения были приняты. Многие университеты, например, КИМЭП, переняли эту практику сотрудничества с парламентом, – рассказала Бахытнур Отарбаева.

В 2004 году часть образовательных программ Фонда Сорос-Казахстан, в том числе и  программа «Дебаты»,  была завершена, но дебатное движение продолжило свое существование и развитие: в регионах, городах Алматы и Нур-Султане функционируют свои дебатные клубы, появились другие организации, которые занимаются дебатами:

Буквально недавно я получила сообщение от бывшего координатора программы по Южно-Казахстанской области Жанат Раимкуловой о том, что она проводила семинар для тренеров дебатной программы. Это очень важно, ведь в основе этой программы лежит методика развития критического мышления у молодежи. Это ведь не только для турниров, эти инструменты гораздо более широкого применения. Я сама использую эти инструменты на своих занятиях в университете. В 2018 году в докладе Всемирного экономического форума The Future of The Jobs Report было определено, что именно критическое мышление и креативность – два основных навыка, которые будут востребованы в работе в 20-ые годы. Преподавание критического мышления – один важнейших элементов в образовании. И именно этот навык развивается в дебатах.

Один из активных участников дебатного движения – директор Bilim Media Group Рауан Кенжеханұлы. В 1998 году он учился в Алматинском государственном университете. Именно в здании этого вуза располагался Национальный дебатный центр. Тогда дебаты велись только на русском языке и Рауан обратился к Бахытнур Отарбаевой с предложением перевести материалы программы на казахский язык:

Мы занялись переводом материалов и на основе этого перевода стало возможным создание казахской лиги дебатов. Позже появился студенческий клуб, который объединял казахоязычных студентов, а я получил предложение работать в центре в качестве студенческого координатора, — вспоминает Рауан Кенжеханұлы.

Молодые парни и девушки находили в дебатах возможность реализовать свой интерес к общественно-политической повестке страны, выразить и углубить свои позиции по тем или иным вопросам:

Нам, студентам, было безумно интересно разбираться в том, как все устроено, как все работает. Дебатная программа как раз предлагала возможность исследовать темы, общаться с людьми, которые принимают решения и вовлечены в общественные процессы. С этой точки зрения программа очень интересна для молодых людей с активной гражданской позицией.

Кроме того, это стало отличной площадкой для развития личных навыков, говорит Кенжеханұлы:

Сегодня мы говорим о тех навыках, которые помогают человеку состояться, как профессионалу и как личности. Становится абсолютно понятно, что речь идет не только о знаниях, которые мы получаем на уроках и лекциях. Это набор навыков, которых пока нет в самой системе образования – так называемый эмоциональный интеллект, который позволяет понимать вашего визави на другом уровне и в соответствие с этим находить правильные слова и рычаги, чтобы добиваться общих задач. С этой точки зрения дебаты дали очень много, потому что, дебатируя и отстаивая свою точку зрения ты учишься не только защищать свою позицию, но и понимать позицию другого человека. Дебаты отлично развивают soft skills – это и коммуникации, и эмпатия, и отстаивание своей позиции, и базовые навыки конфликтологии. По своему опыту могу сказать, что все это работает не только в теории, но и в практике. Я до сих пор дружу и работаю с теми ребятами, с которыми я познакомился именно на дебатах. Я вижу многих наших ребят и в бизнесе, и в медиа, и в образовании. Все они показывают отличные достижения в своих областях. Думаю, это прямое доказательство успешности дебатной программы.

Еще в школе дебатами увлекся и директор Knowledge Engineering Нартай Ашим. Впервые о программе Фонда Сорос-Казахстан он услышал в 1998 году, когда учился в 9 классе:

Мне было лет 14, когда я узнал о дебатной программе. Нам о ней рассказали в школе, сказали, что для участия также нужен хороший уровень английского, поэтому заниматься дебатами я начал чуть позже. Тогда как раз появилась казахская лига и турниры на казахском языке. Помню в каком шоке мы были после нашего первого городского турнира: участники были очень сильными, – вспомнил Ашим.

По мнению Нартая Ашима, именно дебаты заложили в нем многие актуальные и нужные навыки:

Я считаю, что все полезные навыки, которыми я обладаю, развились благодаря дебатной программе. Сейчас я работаю в сфере образования, и мы с коллегами говорим, что самый главный навык в нашем изменчивом мире – это быстрая обучаемость без привязки к hard skills и профессиям. Это не только наше мнение, это мнение ведущих экспертов во всем мире. Программа дебатов как раз развивает этот навык, – заключил он.