23/05/2013
Развитие паллиативной помощи в Казахстане
07/04/2013
«Люди должны знать, что умирать в страшных муках – неправильно»
19/09/2013

Повышая доступ к пероральным опиоидным анальгетикам в Восточной Европе и ЦА

На сайте www.ehospice.com была опубликована статья «Повышая доступ к оральным опиоидным анальгетикам в Восточной Европе и Центральной Азии: начинаем обсуждение». Статья и сложившаяся ситуация в данном направлении в Казахстане сподвигли меня поделиться своим мнением.

Айнур Шакенова, LLM, специализация Медицинское право

Согласно данных Международного Комитета по Контролю за Наркооборотом за 2012 год,  Казахстан занимает 115 место по количеству потребления опиоидных анальгетиков на душу населения в год, разделяя это место с Гватемалой. Ближайшими нашими «соседями» являются Азербайджан, Бирма, Перу; страны бывшего СССР также не ушли далеко вперед.  Если посмотреть в сравнительном аспекте, то в среднем, пациенты в США употребляют морфина в 348 (!) раз больше, а в  Норвегии в 125 раз, чем в Казахстане. На практике это можно означать только одно –  казахстанские пациенты, страдающие от сильной боли в последней стадии заболевания (рак, СПИД, туберкулез) не получают адекватного обезболивания. Кто же тут виноват?

Мне часто приходится слышать мнение, что Казахстан, ратифицировавший Единую Конвенцию о наркотических средствах 1961 года, а также Конвенцию ООН О борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ, строго следует международным нормам и в области легального наркооборота. Но участниками Конвенций являются и США, и Англия, и ряд других  стран, где лечение боли находится на гораздо более высоком уровне – то есть Конвенция здесь совершенно ни при чем. Другой вопрос, что Конвенция сама по себе не запрещает странам создавать более строгие режимы контроля. Вот на это и следует обратить внимание, адресуя проблему неадекватного лечения боли в РК. Нам нужно пересмотреть национальный режим контроля за наркотиками – он должен включать не только программу по предотвращению незаконного оборота и попадания легальных наркотиков в незаконный оборот, но и программу по обеспечению достаточного наличия наркотических средств для медицинских и научных целей. Следует обратить внимание, что в нашем законодательстве присутствует много ограничений, от которых давно отказались во многих странах — например, лимитированная  высшая одноразовая доза анальгетика, доступная пациенту с сильной болью, или короткая длительность действия рецепта, очень сложные процедуры хранения и уничтожения остатков наркотических болеутоляющих. Необходимо также обратить внимание на формирование национальной потребности в опиоидных анальгетиках – почему потребность по Казахстану настолько низкая? Насколько те данные, которые подаются ежегодно в Международный Комитет по Контролю за Наркооборотом (МККН), отвечают действительности? Ведь МККН неоднократно напоминал государствам об их обязательстве представлять заявку, основанную на реальной потребности всего населения, а не просто на данных прошлых лет.

Мы также должны подумать о регистрации таблетированного  морфина в Казахстане и, в целом, о расширении перечня доступных опиоидных анальгетиков – ведь тот же самый МККН рекомендует включать в национальное законодательство положения о признании наркотических средств жизненно необходимыми для облегчения боли и страданий и об обязанности государства обеспечивать их наличие для медицинских целей.

 


Повышая доступ к пероральным опиоидным анальгетикам в Восточной Европе и  Центральной Азии: начинаем обсуждение

Фейт Муанги-Пауэлл, Стивен Коннор, Мэри Каллавей

Март 2013 г. был отмечен знаменательным событием — представители фармацевтической промышленности, государственных органов, эксперты в области паллиативной помощи и национальные компетентные органы по контролю за оборотом наркотиков из шести стран (Казахстан, Кыргызстан, Армения, Таджикистан, Грузия и Украина)  впервые встретились, чтобы обсудить и найти пути решения проблемы доступа к таблетированным опиоидным анальгетикам для пациентов в терминальной стадии заболевания в этих странах.

Данная встреча, организованная совместными усилиями Глобальной Инициативы по облегчению боли, Всемирного Альянса паллиативной помощи, Международной Ассоциации по изучению боли, Международной Ассоциации хосписных и паллиативных Служб, Европейской Ассоциации паллиативной помощи, и Группы по изучению боли и политики Университета Висконсин (США), собрала более 50 участников в Вене (Австрия), с целью понять барьеры, возникающие на пути обеспечения пациентов адекватным обезболиванием, и найти способы устранения этих барьеров. Представители пяти фармацевтических компаний (Interchem SLC, I. Molteni& Co, RusanPharma Ltd, Verve Human Care, Covidian AG), производящих таблетированный морфин, также посетили данную встречу.

Говоря о существующих барьерах, было отмечено, что практически все страны бывшего СССР имеют схожие проблемы в области доступа к опиоидным анальгетикам в медицинских целях. Члены делегаций говорили о сложных процедурах регистрации препаратов, строгих правилах выписки опиоидных лекарств, боязни и нежелании медицинского персонала выписывать опиоиды из-за проверок компетентных органов, а также о географических препятствиях при получении данных препаратов для пациентов из отдаленных сельских районов. Например, инъекционный морфин в Кыргызстане доступен только для пациентов с 4-й стадией рака, и пациент может получить только 20 ампул препарата на 10 дней, и не более 300 ампул в год. В Таджикистане использование инъекционного морфина контролируется 16 нормативно-правовыми актами, что делает применение морфина в медицинских целях практически невозможным. Более того, для пациентов из отдаленных горных районов, которые из-за погодных условий бывают закрыты порой на несколько месяцев, опиоидные анальгетики недоступны, так как врачам сложно добраться до пациента, а сам пациент не имеет права вводить себе морфин. В Армении зарегистрировано несколько видов опиоидных анальгетиков, но, как и в других странах бывшего СССР, они доступны только в инъекционной форме; в Казахстане морфин распределяется по квоте, и доступен далеко не всем, кто в нем нуждается.

Было также отмечено, что в данных странах существует сильный дисбаланс в политике доступа наркотических средств для медицинского применения и борьбы с незаконным оборотом наркотиков – второму уделяется гораздо больше внимания в ущерб первому. Для преодоления этого дисбаланса требуется работать не только с врачами, но и с местными правоохранительными органами. Если инъекционный морфин во всем мире используется больше для снятия острой боли, то при хронической сильной боли эксперты паллиативного ухода рекомендуют использовать  именно пероральный  морфин, поскольку пациент может принимать его самостоятельно по мере необходимости. В пяти странах, участвовавших во встрече, таблетированный морфин не доступен, и поэтому пациенты зачастую вынуждены терпеть страшную боль.

Обсуждение с компетентными контролирующими органами подтвердило, что в данных странах наибольший акцент делается на контроль нелегального оборота наркотиков, что, конечно же, оказывает и косвенное влияние на доступ к наркотическим обезболивающим в медицинских целях. Тем не менее, представители контролирующих органов подчеркивали понимание необходимости обеспечения опиоидными анальгетиками больных, страдающих от сильной боли. Таким образом, еще раз была подчеркнута необходимость гармонизации нормативно-правовой базы с учетом интересов пациентов, страдающих от сильной боли, а также поиска возможных решений вопроса для производителей, импортеров и потребителей опиоидных анальгетиков в соответствии с последними рекомендациями Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ).

Источник:
www.ehospice.com