31/07/2019
Елжан Кабышев
19/07/2019
Реформы для Казахстана
29/08/2019

«Мы хотим показать, что права людей с инвалидностью – это права человека»

Год назад в Алматы прошла первая Летняя школа по правам людей с инвалидностью, где собрались представители НПО и активисты со всего Казахстана. В этом году инициатива Фонда Сорос-Казахстан нашла свое продолжение, расширив географию участников.

В Алматы в эти дни для участия в Международной летней школе по правам лиц с инвалидностью прибыли известные активисты не только из Казахстана, но и из Кыргызстана, Узбекистана, Таджикистана, Украины и Беларуси. В течение нескольких дней четыре международных тренера делятся своим опытом и знаниями.

В этом году организаторы Летней школы – Фонды Открытого общества, Фонд Сорос-Казахстан и Комиссия по правам лиц с инвалидностью им. Кайрата Иманалиева – сделали акцент на практическую сторону вопроса, отсюда и название Летней школы – «Ничего о нас без нас: практические навыки для эффективной адвокации».

В первый день Летней школы с приветственным словом выступила председатель правления Фонда Сорос-Казахстан Аида Айдаркулова:

  «Ну пути защиты и продвижения прав человека во всем мире Всеобщая декларация прав человека ООН и международные договоры в этой области заявляют о таких важных принципах как неделимость, универсальность, равенство и недискриминация. Но к большому сожалению, люди с инвалидностью все еще остаются одной из самых уязвимых и изолированных категорий населения в мире. Отсутствие возможностей учиться, трудиться, зарабатывать и участвовать в жизни общества обрекают их на жизнь «в стороне», и мешает развитию человеческого потенциала, возможности жить независимо и играть активную роль в обществе».

Аида Айдаркулова рассказала об успехах прошлой Летней школы и сообщила, что Фонд намерен продолжить работу в сфере продвижения прав людей с инвалидностью в Казахстане.

Для участия в качестве тренеров были приглашены международные эксперты: Гунта Анча (Рига, Латвия), Сергей Дроздовский (Минск, Беларусь) и Янина Арсеньева (Таллин, Эстония). В этом году в программу вошла секция по коммуникациям для общественных организаций, которую представила эксперт по стратегическим коммуникациям и брендингу Марина Говорухина (Киев, Украина).

Организаторы Летней школы поставили перед собой еще одну важную цель – сплотить регион, который обьединен общим прошлым. Об этом рассказала председатель Латвийского объединения организации людей с инвалидностью СУСЕНТО Гунта Анча:

«Мы знаем, что соседние страны бывают разные: есть те, что сотрудничают между собой, а есть такие, которые немного соперничают. Нам было важно собрать людей, чтобы показать, как они живут и что многие из них живут рядом. Это все страны, которые имеют общую базу – это страны бывшего Советского Союза. Мы хотим показать, какими разными могут быть уровни роста и что нужно делать, чтобы, например, Кыргызстан достиг уровня Казахстана, а Казахстану можно было добраться до уровня Беларуси, а Беларуси, например, до Украины или Латвии. Очень часто бывает, что приезжают зарубежные организации, говорят: «Вот у нас в Швеции так». Люди смотрят на это и думают, что они в своей стране такого никогда не достигнут и даже не стараются, потому что нет чувства, что это достижимо. Мы хотели бы заложить в участниках понимание того, что права людей с инвалидностью – это права человека. Это не то, что мы хотим, потому что нас надо пожалеть, а потому что мы такие же люди, как и все, и государство должно исполнять свои обязанности. Во-вторых, мы хотим дать участникам инструменты, которые они могли бы использовать, чтобы достичь соблюдения своих прав», – рассказала она.

Первые два дня программы посвящены международным правам и работе с международными организациями, последующие посвящены практическим навыкам:

«Людям, которые живут на местах, кажется, что ООН – это очень далеко. Хочется сделать что-то сегодня. Ну, завтра, в крайнем случае. Поэтому в последние два дня мы говорили больше о стратегической мобилизации – как люди могут работать на местах. Это очень важно, потому что у нас среди участников много людей из разных регионов. Важно показать им, как они могут реализовать те высокие права, о которых мы постоянно говорим, у себя в регионе. На четвертый день мы поговорим о стратегической коммуникации – о том, как донести ту информацию, те идеи, которые у нас есть, до общества. Люди должны понять, как это важно – для людей с инвалидностью быть в обществе. Для этого нужно уметь хорошо коммуницировать», – объяснила Гунта Анча акцент программы на стратегическое развитие и умение строить эффективные коммуникации общественных организаций.

Именно с искусством эффективных коммуникаций участников Летней школы ознакомит эксперт Марина Говорухина:

«Здесь, в рамках Летней школы, я рассказываю участникам, как эффективно построить  коммуникации таким образом, чтобы достучаться не только до головы, но и до сердца своей целевой аудитории. Это очень важно, чтобы люди получали эмоции во время коммуникации», – рассказала она в перерыве между секциями.

В Украине Марина является частью клуба «Пиранья», который объединяет пиарщиков со всей страны.

«На примерах со всего мира мы рассмотрим этот вопрос с самых разных сторон: со стороны бизнеса, который тоже работает в социальной сфере с людьми с инвалидностью, так и со стороны общественных организаций и их кампаний, которые привели к очень интересным результатам. Коллеги из Украины специально подготовили меня, дали свои интересные примеры. Например, проект незрячих людей, в рамках которого они ныряли с батискафом, прыгали с парашютом, ездили на велосипедах. Таким образом, они доказали, что люди с инвалидностью – это не люди с ограниченными возможностями. Возможности ограничивает государство, а их ограничивать не надо», – отметила она.

Эксперт отметила, что зачастую две стороны занимают критикующие позиции, которые порождают еще больше конфликта:

«Если мы берем коммуникации общественных организаций и государства, то очень часто есть нежелание друг друга слушать. Это нежелание возникло в результате критики в адрес государства, причем заслуженной критики. Не было процесса взаимопонимания, который мог бы облегчить коммуникацию. В Украине сейчас это и происходит – взаимная критика. Для того, чтобы наладить или исправить эту ситуацию, нужно сделать так, чтобы каждый понимал свою выгоду в сотрудничестве. Нужно задаваться вопросом – чем мы можем быть полезны? Что касается коммуникации с общественностью, то надо ее, во-первых, сегментировать, потому что со всей общественностью сразу коммуницировать невозможно. Во-вторых, очень часто коммуникация людей с инвалидностью вызывает одну эмоцию – жалость. С жалостью никто не хочет иметь дело. Жалости слишком много. Поэтому нужно поменять эмоцию, с которой мы коммуницируем. Я покажу, как эту эмоцию можно менять и как сделать так, чтобы людей с инвалидностью не жалели, а, наоборот, воспринимали как сильных духом людей; чтобы не просто хотелось помочь, а хотелось встать с ними рядом и бороться вместе с ними», – заключила она.

Впервые на Летней школе выступит и директор Офиса по правам людей с инвалидностью, юрист Сергей Дроздовский из Минска. Его блок посвящен стратегической мобилизации людей с инвалидностью:

«Здесь я выступаю с большим блоком о мобилизации сил для решения проблем людей с инвалидностью. В первую очередь, это конечно же мобилизация людей, их включение в процесс. Я буду представлять стратегический подход, который, как мне кажется, наиболее прогрессивный и перспективный. Это подход, который позволяет думать не только о тех проблемах, которые существуют сейчас, а искать следствие этих самых проблем, их причину. Наша главная задача сейчас – сделать так, чтобы проблемы прав людей с инвалидностью рассматривались как проблемы прав человека», – рассказал Сергей.

О том, что в этом году у участников будет больше практики и групповых упражнений рассказала и международный эксперт по правам людей с инвалидностью Янина Арсеньева:

«Региональный подход – новый для нас, но благодаря ему, участники смогут учиться друг у друга новому, потому что во всех странах без исключения есть хорошие примеры адвокации и другие полезные знания. Мы ввели гораздо больше упражнений, в которых участники работают или в страновых группах или в тематических группах. У них очень много самостоятельной работы, где они должны что-то найти, что-то презентовать, защитить точку зрения. Достаточно много спонтанной работы. Это помогает импровизации и командной работе, – пояснила она. — У участников много вопросов. Они все профессионалы в своих сферах, причем прекрасные и тем не менее, они узнают новые вещи, делают открытия, слушают очень внимательно. Пока они со всем соглашаются (смеется). Уверена, к концу школы они начнут спорить, не соглашаться. Это такой следующий этап профессионализма, когда участники отстаивают свою точку зрения, даже если она расходится с мнением тренера».