20/04/2018
Режиссер Борис Павлович: «Инклюзивный театр стремится стать профессиональным»
17/04/2018
Фактчекинг как тренд журналистских расследований: возможности и перспективы
15/05/2018

Основа успешного государства — это развитое общество.

Недавно началась реализация учебной программы Open Budget Fellowship 2018, которая представлена совместно с Фондом Сорос-Казахстан и Фондом «Zertteu Research Institute». Цель программы – достижение прозрачности, подотчетности в сфере управления государственными средствами, эффективности участия в ней общества, а также создание группы специалистов-профессионалов по вопросу совершенствования диалоговых площадок в этой области и развитие сообщества грамотных в профессиональном отношении экспертов.

Необходимо отметить, что по программе «Открытость и подотчетность» Фонда Сорос-Казахстан в течение последних нескольких лет с целью развития участия общества в бюджетном процессе, были посвящены различные программы, направленные на повышение их грамотности.  Budget Fellowship – является продолжением одной из этих инициатив. В настоящее время проходит второй этап программы Open Budget Fellowship, запланированной в течение года на пять сессий. С просьбой рассказать о задачах программы мы обратились к руководителю проекта, эксперту в сфере экономики Шолпан Айтеновой.

Шолпан Айтенова (Ш.А.): Главной целью данного проекта является подготовка группы грамотных экспертов в сфере бюджета и экономики.  Если учесть, что информированные граждане формируют общественное мнение в сфере открытости и подотчётности, в качестве основной задачи этого масштабного проекта можно назвать создание условий для формирования качественных общественных площадок, участвующих в процессе бюджета. Но главная ее особенность – долгосрочная обучающая программа. В этом направлении мы посетили ряд регионов страны, проводим семинары – тренинги различного формата.  Данные мероприятия являются краткосрочными, самое большее, они проводятся один-два дня. А программа Open Budget Fellowship состоит из пяти сессий, которые охватывают пять различных значимых тем. Каждая сессия рассчитана на четыре дня.

Главой государства Нурсултаном Назарбаевым обозначена цель — войти в тридцатку развитых, конкурентоспособных стран мира. В настоящее время приняты ряд мер для достижения этой амбициозной цели. Однако, для реализации наших благих планов недостаточно издания различных законов и ускоренное развитие экономики страны. Основа успешного развития государства — это развитое общество, то есть должно быть сформировано общество, вплотную участвующее во взаимном диалоге. Поэтому мы решили собрать активных экспертов из различных сфер и рассказать им, а также поделиться с ними своими знаниями и имеющимся опытом.

Фонд Сорос-Казахстан (ФСК): Какие темы охватывает программа?

Ш.А.: Не скажу, что будут охвачены темы всех сфер. Мы будем обучать, обсуждать и анализировать прозрачность бюджета, подотчётность соответствующих компетентных органов. В ходе реализации программы мы, начиная с вопроса «для чего нужна прозрачность бюджета?», будем стремиться разъяснить такие темы, как каковы источники доходов, какова цель создания Национального фонда, на какие цели расходуется расходная часть, почему наша страна считается социально направленной, почему осуществляем пенсионные выплаты, как планируем расходы на здравоохранение, образование, каким образом эти средства должны контролироваться со стороны государства и общества, что такое общественный контроль, на каком уровне наше понятие о социальном аудите. Я в данной сфере работаю около пятнадцати лет. Думаю, пришло время поделиться опытом, накопленным за этот период.

ФСК: Какие еще проекты были реализованы в области бюджетной прозрачности?

Ш.А.: Были осуществлены ряд проектов совместно с Международным обществом «Қазақ тілі» и Общественным фондом «Медиа орда». Нами проведены семинары-тренинги для журналистов, работающих на казахском языке, южных и северных регионов страны на тему «Прозрачность и подотчетность бюджета». Организован республиканский конкурс среди региональных журналистов, который ставил перед собой задачу определения потенциала журналистов, освещающих вопросы экономики.

В Астане состоялся круглый стол «Бюджет — в центре внимания СМИ». Кроме того, мы провели ряд работ с местными акиматами. Посещая районы и села, мы также продолжаем разъяснять эти темы представителям местной власти и активным экспертам.

 ФСК: Сколько участников были отобраны и в соответствии с какими требованиями?

 Ш.А.:Для проекта были отобраны 32 участника из 85 кандидатов из различных регионов страны. Участвовали экономисты, социологи, преподаватели вузов, журналисты печатных изданий и телевидения, представители общественных организаций, а также менеджеры проектов. В ходе отбора важное значение было уделено заинтересованности в программе и актуальности темы исследования.

ФСК: Учебная программа осуществляется второй год, и только в этом году открылась казахская группа.  В чем причина выбора только русской группы в прошлом году?

Ш.А.: Так как мы в большинстве проводили семинары-тренинги на русском языке, не знали, что такие мероприятия вызовут интерес в казахоязычной среде, поэтому в прошлом году реализацию проекта начали с русскоязычной группой. В социальных сетях появился общественный спрос со стороны представителей казахоязычной среды. Активность казахской группы, отобранной в этом году, интенсивна. Мы уверены, что проект с казахской группой также будет результативным.

ФСК: Мы узнали, что уже отобраны участники второй сессии. Почему и по каким критериям они были отобраны?

Ш.А.: В ходе учебной программы мы, помимо предоставления образования участникам в рамках указанных выше тем, взяли на себя задачу выбора темы исследования, проведения public policy анализа. То есть мы хотели научить проводить экспертизу государственной политики в различных сферах и на основе этого анализа выдавать рекомендации.  Мировая практика доказала, что повышение качества государственной политики осуществляется с участием активных экспертов. А для организации качественного общественного участия каждый активный эксперт должен знать основы, методы и способы public policy анализа. На первой сессии мы обучили этому, и задали домашнее задание. 11 участников, хорошо освоившие информации и данные на первом этапе, активно и грамотно выполнившие свою домашнюю работу, применив способы и методы, которым мы их обучили, были допущены на вторую сессию.

ФСК: Будет ли создана площадка, которая, объединив выпускников прошлого и нынешнего годов, внесет качественный вклад в развитие общественного участия?

 Ш.А.: Сказанное Вами является самой большой и основной миссией нашего проекта. Мы до сегодняшнего дня поддерживаем связь с десятью участниками, которые завершили обучение в прошлом году. Некоторые из них выполняют обязанности тренера на нынешней сессии. Сейчас завершают учебу 22 участника из двух групп этого года. Объединив всех их, мы создадим сеть экспертов по республике. Мы уверены, что они, участвуя в общественной жизни на местах, внесут активный вклад в повышение качества бюджета.

ФСК: В целом предпринимались ли меры по обеспечению участниками гласности проектов исследований? Было бы хорошо, если исследования, основанные на общественных проблемах, будут представлены вниманию населения, и, возможно, они принесут пользу им …

Ш.А.: Вы, совершенно правы. Участница Анна Дудина, прибывшая из Костаная, провела исследование относительно эффективного использования средств, выделяемых для лечения сахарного диабета. Она предоставила анализ того, что при принятии и реализации конкретных мер по предупреждению сахарного диабета, намного снизятся показатели затрат на его лечение.  Ясно, что данная тема основана на общественной проблеме. Таких исследований было очень много. В настоящее время участники предлагают свои исследования для массового обсуждения на таких площадках, как КИПР. Помимо этого, в этом году в Фейсбуке мы открыли странички на казахском и русском языках. Намерены использовать возможности  таких социальных сетей в качестве площадок обсуждения и анализа.

ФСК: Спасибо за беседу!