21/06/2016
Диана Окремова: «Мы «ЗА» СМИ без государственного заказа»
28/03/2016
Ричард Дион: Казахстан в продвижении ИПДО играет ведущую роль в регионе
05/07/2016

Можно ли создать газету с нуля и жить на рекламу?

На этот вопрос отвечает первый гость рубрики «Своими словами» – Марат Махметов, создатель и директор по продвижению газеты «Мой город». На протяжении последних двух лет Фонд поддержал 15 региональных СМИ в процессе их перехода на мультимедийные редакции.  Уральская газета «Мой город» не только создала свой первый веб-сайт с ежедневной посещаемостью до 10 000 уникальных пользователей, но и стала первым региональным СМИ, запустившим свое цифровое приложение. 

Марат Махметов:

«Вся наша команда была сформирована, когда мы еще работали вместе в одном местном издании. Потом, волею судьбы нам пришлось  разбежаться в другие СМИ города, региона, но эта дружба сохранилась, и временами мы с большой ностальгией вспоминали наши трудовые будни. Именно тогда меня посетила идея создать свое СМИ, где я бы мог объединить всех своих друзей.

Наверное, излишне говорить, что денег у нас не было. Полгода у нас не было офиса, техники, сотрудники не получали зарплату. Но у нас была общая идея, огромная мотивация и вера в себя и друг друга. Как показывает время, это дороже всех денег. До сих пор помню, как мы заключили первый договор на рекламу на сумму 200 000 тенге. На самом деле это были не просто деньги, это было  то, что придало нам веру. Первый ноутбук мы взяли в кредит. Днем на нем работал бухгалтер, вечером журналист, а ночью дизайнер. Прекрасно помню день, когда в мои руки попал первый номер нашей газеты. Это огромное удовольствие смотреть на то, во что было вложено столько сил, времени и души. Знаете, это очень круто суметь увлечь людей, заразить идеей, вовлечь в процесс, ощущать, что тебе поверили, и самое главное, что у тебя получилось!

Первый офис у нас появился через полгода. Маленькая комната, где можно было поставить компьютеры. Столы мы взяли на основе бартера за рекламу. Были времена, когда мы платили зарплату вещами. Помню, как однажды мы всей редакцией пошли покупать себе джинсы, рубашки.

Через год мы встали на ноги. Мы начали расти, рос  тираж, росла полосность. Вначале у нас было 24 полосы, из них 4 цветных. Начинали с тиража в 2000, дошли до 6000.

К концу первого года было уже понятно, что нужен сайт. Своих средств на сайт у нас не было, и мы начали искать гранты. Сегодня я думаю, что если бы два года назад Фонд Сорос-Казахстан не поддержал нас, то мы могли бы уже закрыться.  Сегодня сайт приносит 30% дохода, и я очень хочу, чтобы это цифра росла. Реклама в первое время не продавалась. Но мы смогли переформировать работу рекламных менеджеров, чтобы им было выгодней продавать рекламу на сайте. Дело пошло. Я считаю, что по региону (понятно, что «Ак жайык» нас превосходит) мы одни из немногих, кто зарабатывает на сайте.

В 2014 году мы участвовали в конкурсе Фонда Сорос-Казахстан на разработку мобильного приложения сайта. Мы были в числе шести изданий, выигравших в конкурсе. Мобильное приложение мы запустили в 2015 году. На сегодняшний день количество скачиваний приложения сайта составляет 20 000, активных пользователей – 10 000. Люди хотят читать новости, и делают это так, как им удобно. Сегодня у нас аудитория мобильных приложений намного больше чем на сайте. Количество комментариев на мобильном приложении растет. С точки зрения доступности это круто, с точки зрения зарабатывания денег ситуация пока непонятная. К сожалению, как оказалось рынок еще не готов к цифровому приложению и мы пока не можем привлечь рекламодателей на эту площадку. Но мы верим, что со временем ситуация изменится.

В 2015 году я прошел годичный курс проекта iMediaProject. После iMediaProject мы очень сильно интегрировали редакцию. Все сотрудники у нас универсальные – и новости пишут, и снимают, и на сайт сами размещают. Главное в этом проекте, не просто научить участников конкретным вещам, а сделать это так, чтобы у них родилась какая-то мысль, базовая идея, которую можно применить в редакции, в своей работе для улучшения медиа пространства Казахстана. Именно тогда у меня появилась идея создать казахскоязычный сайт. Когда я родился, в Уральске была всего одна школа на казахском языке. На данный момент ситуация меняется. Доля казахскоязычного населения растет. Я подумал о том, как человек, который не знает русский язык, узнает новость? Смотрит «Хабар»? Есть ли какой-то альтернативный способ получения информации?  Это и сподвигло меня созданию казахскоязычного сайта www.batysnewskz.kz

Меня часто спрашивают, что надо для создания собственного СМИ? Как можно заработать на рекламе? Мой ответ всегда прост, и банален. Просто надо соответствовать своему быстро меняющемуся времени. Надо всегда быть в поиске, быть открытым всему новому, постоянно учиться, не боятся рисковать, всегда искать возможности. И, конечно, залог успеха в твоем окружении, в людях. Безусловно, без сплоченной команды, без моих друзей-коллег всего этого и не было бы.

Записала Айнель Кайназарова