10/06/2011
О государственной образовательной накопительной системе
10/06/2011

Международная оценка учебных достижений

Организация по Экономическому Сотрудничеству и Развитию (ОЭСР) в декабре 2010 года официально обнародовала результаты Международной программы оценки учебных достижений 15-летних учащихся — PISA-2009. Программа осуществляется с 2000 года и проводится каждые три года. Казахстан впервые принял участие в PISA-2009, в которой были оценены знания и умения учащихся 200 учебных заведений Республики Казахстан.

Историческая справка

Впервые вопрос о необходимости участия Казахстана в PISA стал предметом дискуссий в 2001-2004 годах, инициированных Фондом Сорос-Казахстан в рамках проекта «Развитие   национального стандарта общего среднего образования в условиях изменяющегося мира». Проект осуществлялся в партнерстве с Министерством образования и науки РК и был нацелен на предоставление Казахстану международной экспертной поддержки и повышение потенциала казахстанских специалистов в области реформы национальных стандартов общего среднего образования. Ключевым результатом проекта стало принятие Казахстаном концепции «Outcome Based Education» (Образование, ориентированное на результат), основной смысл которой – принципиально новое понимание ожидаемых результатов образования как набора базовых компетенций, позволяющих молодым людям делать осознанный выбор и эффективно ориентироваться в современном мире. Этот вектор образовательной политики был официально закреплен в «Государственной программе развития образования в Республике Казахстан на 2005-2010 годы» и определил  концептуальные рамки для разработки Национального стандарта общего среднего образования в условиях перехода к модели 12-летнего школьного образования.

Проект PISA: кто инициировал эту оценку?

Проект PISA был разработан совместными усилиями стран-членов ОЭСР в 1997 году для международнойоценки знаний и умений 15-летних учащихся.Основными инициаторами  этой оценки выступили работодатели. Программа PISAнацелена на оценку того, насколько хорошо учащиеся, находящиеся на пороге завершения обязательного образования, овладели определенной суммой знаний и умений, которые являются необходимыми для полноценного участия в обществе. Иначе говоря, оценивается  готовность учащихся  к  вступлению во взрослую жизнь.

В отличие от других оценочных систем (например, TIMSS- Международное исследование по оценке  качества математического и естественнонаучного образования) предметом оценки в PISAявляется не уровень и качество усвоения  учащимися предметных знаний (т.е. учебной программы), а степень сформированности  у них компетенций в трех ключевых областях: грамотность в чтении, математике, естественных науках.  Термин «грамотность» был выбран для того, чтобы отразить широту знаний, умений и навыков, подлежащих оценке. При этом предусматривается, что по мере становления программы  PISA оценка компетентности учащихся, выходящей за пределы школьной программы, будет приобретать все большее значение. Программа проводится каждые три года, начиная с 2000 года: 2000/2003/2006/2009.  Как правило, каждый  из трехлетних циклов фокусируется на одной из означенных выше областей. Фокус PISA-2009 был на оценке грамотности в чтении.

Казахстан в PISA-2009

Казахстан впервые участвовал в PISA-2009 (для сравнения: Россия участвует в этой программе с 2000 года, Кыргызстан – с 2006).  Как было отмечено выше, в соответствии с методологией программы выборка по каждой стране должна охватывать 15-летних учащихся. В Казахстане это были учащиеся 184-х общеобразовательных школ (с русским и казахским языками обучения) и 16 колледжей и профессионально-технических училищ.

В декабре 2010 года ОЭСР официально обнародовала результаты PISA-2009 (см., пожалуйста, www.pisa.oesd.org). В общем рейтинге  65 стран, участвовавших в PISA-2009,  Казахстан занял 59 место. Другие страны СНГ, участвующие в этой оценке, распределились следующим образом: Кыргызстан – 65, Азербайджан – 64, Россия — 44. Все эти результаты ниже среднестатистического по ОЭСР.  Кроме общего рейтинга стран, отчет содержит в себе сравнительные таблицы, отражающие влияние на учебные результаты учащихся, так называемых, контекстных факторов: квалификация учителей, дисциплина в классе и др. Несмотря на то, что по некоторым из них страны СНГ, включая Казахстан, занимают более высокие позиции, в целом это не меняет общую картину: мы находимся в когорте стран, результаты которых значительно ниже среднестатистического показателя по ОЭСР.

Почему странам важно участвовать в таких исследованиях?

В сегодняшнем мире крайне сложно разрабатывать образовательную политику, не видя себя в широком международном контексте. Более того, это становится обязательным условием, предъявляемым разработчикам образовательных реформ со стороны работодателей, родителей, учащихся, общества в целом, то есть всех, кто пользуется услугами образования и платит налоги. Результаты такого рода исследований, как правило, широко обсуждаются в обществе и имеют прямое влияние на формирование образовательной политики внутри страны. Так, в частности, большой резонанс в обществе и профессиональной среде вызвали результаты обследования школьников в России и  Кыргызстане, выдвинув в повестку дня вопрос о необходимости серьезного пересмотра традиционно устоявшихся представлений о содержании и методах обучения. Одним из значимых результатов участия этих стран в международных исследованиях явилось и то, что открылись новые возможности для профессионального развития специалистовв области разработки и применения современных инструментов оценки качества образования.

Участие Казахстана в международных сравнительных исследованиях по оценке учебных достижений  учащихся (TIMSS-2008 и PISA-2009) трудно переоценить. Разработчики образовательной политики получили богатейший эмпирический материал, существенно обогащающий арсенал стратегического планирования с учетом международных стандартов и современных требований к качеству образования. С практической точки зрения анализ результатов Казахстана в PISA-2009 (равно как и TIMSS-2008) дает актуальную перспективу для работы в таких областях, как переход на новые стандарты образования и создание национальной системы мониторинга качества образования, вошедших в число приоритетных направлений образовательной политики в рамках  «Государственной программы развития образования РК на 2011-2020 годы».