13/10/2020
«Права человека: 50 оттенков голубого» — новая выставка Artmeken Gallery и ФСК
17/09/2020
«Виртуальное пространство стало логичным продолжением нашего физического ощущения безопасности»
16/10/2020

Человеческий капитал в Казахстане: как остановить «утечку мозгов» и перезагрузить систему образования

3-4 октября партнеры Фонда Сорос-Казахстан в качестве спикеров приняли участие в Central Asia Nobel Fest Live — Первом Симпозиуме выдающихся ученых и лауреатов Нобелевской премии в Центральной Азии. Интеллектуальная поддержка мероприятия стала логичным продолжением усилий Фонда по развитию инклюзивных систем образования, экономики и построению гражданского общества.

По данным ЮНЕСКО, в странах Центральной Азии закрытие школ в связи с пандемией коронавируса отразилось на 16 млн учащихся. В целом же 1,5 млрд школьников и студентов по всему миру весной 2020 года были вынуждены перейти на гибридную форму обучения. Многим из них переход дался нелегко — на это в ходе своего выступления на сессии о том, как ускорить развитие человеческого капитала в регионе, обратил внимание Серик Ирсалиев, президент Международного университета Астана. Особой проблемой стало, по его словам, обнажившееся неравенство учащихся в доступе к техническим средствам и интернету, без которых онлайн-образование попросту невозможно.

Казахстанские школьники не стали исключением, и уже до 1 сентября акиматы на местах должны были передать в семьи по всей стране во временное пользование 450 тыс компьютеров. Основатель Ekonomist.kz Касымхан Каппаров убежден, что для инвестиций в соответствующую инфраструктуру «мы должны использовать накопленный нефтяной капитал», местом хранения которого является небезызвестный Национальный фонд. «Самой главной целью работы Национального фонда должно стать создание инклюзивного общества, где каждый гражданин имел бы равные возможности вне зависимости от того, в какой семье и в каком населенном пункте он родился», заявил экономист, напомнив слушателям главную максиму современного мира: «Люди — это новая нефть».

Пока же обеспечение равных возможностей под большим вопросом. Саясат Нурбек, руководитель BTS Education и проекта «Атлас новых профессий Казахстана», со ссылкой на доклад Всемирного банка сообщил: поколение, испытавшее на себе закрытие учебных учреждений и резкий неподготовленный переход на онлайн-образование будет страдать от последствий еще 50-60 лет. Ежегодно молодые люди будут терять по 3% дохода, а в общем страны Центральной Азии — примерно 2 млрд долларов США. Эксперт также поспешил отметить, что уровень читательской грамотности в целом по миру уже снизился на 20%, а порядка 7 млн учащихся, вероятнее всего, вовсе решат не продолжать собственное обучение.

Эльмира Обри, заместитель Главного исполнительного директора Бюро непрерывного профессионального развития МФЦ «Астана», предлагает воспринимать сложившуюся ситуацию как «позитивный риск». «Понимание значимости образовательных технологий теперь доведено до всех уровней системы образования, включая людей, которые принимают решения. Постепенно мы перезагрузим систему до такой степени, что найдем выходы и решения, чтобы сделать образование адресным, человекоцентричным, эффективным, гуманным», — считает она. По мнению эксперта, особую актуальность сейчас представляют такие новые подходы в методологии как проектное обучение, менторство, peer-to-peer, геймификация и др.

Саясат Нурбек при этом подчеркивает, что инновационные образовательные инструменты не должны спускаться в школы сверху: «От иерархических моделей мы должны перейти к сетевым. Система должна быть сканирующая, вытягивающая наверх инновации, чтобы потом масштабировать». Однако чтобы она работала, среди рядовых преподавателей должны найтись «держатели новой парадигмы образования», говорит глава BTS Education. Пока же компетенции казахстанских учителей оставляют желать лучшего, и не в последнюю очередь из-за этого по итогам четвертой четверти «и у детей, и у родителей осталось некое пренебрежение к формату онлайн-обучения», замечает эксперт.

Ожидать продвинутого уровня цифровой грамотности от отечественных преподавателей в условиях хронического недофинансирования системы образования сложно. Серик Ирсалиев напоминает, что порог в Казахстане еще никогда не превышал 4,1% от ВВП при рекомендациях в 5-7%. Переломить ситуацию, по его мнению, может лишь возведение образования в число главных политических приоритетов. «Президент, премьер-министр и руководители всех уровней, каждый педагог, родитель, аналитик, исследователь и ученый должны засыпать с мыслью “А что я сегодня сделал для образования?” и просыпаться с мыслью “А что я сегодня сделаю для образования?”», — заявил глава университета.

Такая мера представляется чрезвычайно важной, если речь идет о попытках сохранения человеческого капитала. Вопрос на повестке дня неслучайно, отмечает Касымхан Каппаров: на протяжении последних пяти лет экономические возможности казахстанцев ухудшаются, а Россия, Китай и США тем временем «проводят агрессивную политику по привлечению талантов, чтобы заложить основу для своего процветания на следующие 50 лет». В Казахстане же, по его мнению, проблема на уровне правительства практически не осознана.

Серик Ирсалиев «утечку мозгов» воспринимает с тревогой. Он делает акцент сразу на нескольких проблемах: во-первых, «выезжая туда, они никому не нужны»; во-вторых, на всем протяжении обучения они не вовлечены в мероприятия, связывающие их с Казахстаном; в-третьих, перспективы выпускников зарубежных вузов на родине туманны. Президент Международного университета Астана считает, что в республике следует создать ассоциацию обучающихся за рубежом, чтобы она системно решала обозначенные выше проблемы. Кроме этого, Ирсалиев подчеркивает необходимость открытия в Казахстане международных кампусов, которые смогли бы дать местным ребятам «лучшее образование, не выезжая за рубеж, не отрываясь от своих корней».

Еще одной эффективной мерой по удержанию талантов и привлечению новых является повышение научно-исследовательского потенциала отечественных вузов. Об этом в ходе своего выступления упомянул Шигео Катсу, президент Назарбаев Университета. По его словам, многие выпускники НУ, заканчивающие за рубежом свои докторские программы, хотят вернуться на родину, и чтобы их пребывание здесь было долгосрочным, Казахстану нужно «создать для них среду, чтобы они продолжали свою научно-исследовательскую деятельность и смогли здесь в полной мере реализовать свои амбиции». С Катсу солидарен и Каппаров: «Для нас важным является повышение качества исследований, которые проводятся в университетах».

Иной взгляд на отъезд молодых казахстанцев озвучила Эльмира Обри: «Не нужно бояться оттока мозгов за рубеж, потому что в условиях глобальной интеграции это неизбежный процесс. Исторически в нашем регионе он у нас уже случался, когда наши великие умы стали знамениты, работая в тесной связке с международным сообществом». «Даже уезжая, наши студенты являются частичкой Казахстана. Они все равно несут этот ДНК-код в мир», — продолжает она, отмечая, что вопросом должен заниматься не институт образования, а институт гражданственности. Обри настаивает на том, что лишь патриотизм — а не физическое удержание молодежи — убережет страну от вымывания талантов.

Однако похоже, что вопрос развития человеческого капитала в условиях стремительно меняющего мира – это комплексная проблема, решение которой требует серьезных усилий, в том числе и исследований. Группа исследователей под руководством Ирсалиева совместно с Фондом Сорос-Казахстан поставил перед собой непростую задачу — выяснить, почему казахстанцы (причем как молодые, так и взрослые) занимают аутсайдерские позиции в международных оценках читательской, математической, естественно-научной и цифровой грамотности.

Оказалось, что есть «очень жесткая корреляция между уровнем образования страны и достижениями в глобальном индексе конкурентоспособности ВЭФ», сообщил Ирсалиев. Этот собирательный показатель оценивает способность государства обеспечивать высокий уровень благосостояния своим гражданам. Так, проблема обретает вполне отчетливое социально-экономическое измерение, а значит, еще более нуждается в актуализации на самом высоком уровне.