15/02/2012
О передаче уголовно-исполнительной системы в подчинение МВД РК
11/08/2011
О процессе перехода казахстанской экономики к устойчивому развитию
23/08/2012

Стандарты ОЭСР в области образования: от теории к практике

В 2011 году Казахстан подал заявку на получение статуса наблюдателя в четыре Комитета Совета Организации Экономического Сотрудничества и Развития (ОЭСР), включая Комитет по образованию. Годом ранее Казахстан впервые принял участие в Международной программе оценки учебных достижений 15-летних учащихся PISA-2009, которая позволила оценить знания и умения учащихся 200 учебных заведений республики. Анализ результатов Казахстана в международных сравнительных исследованиях дает актуальную перспективу для работы в таких областях, как переход на новые стандарты образования и создание национальной системы мониторинга качества образования, вошедших в число приоритетных направлений образовательной политики, закрепленных в Государственной программе развития образования РК на 2011-2020 годы. О том, что является видением ОЭСР в области образования и перспективах участия Казахстана в оценочных исследованиях рассказывает Сауле Каликова, советник по вопросам образования Фонд Сорос-Казахстан.

«… Мы не имеем возможности изобретать велосипед и прокладывать собственный путь в образовательной политике. Однако мы приняли для себя принципиальное решение, что мы хотим быть частью мирового научного и образовательного пространства, и мы хотим принять лучшие международные стандарты, которые сложились на сегодняшний день»

(Из беседы  Премьер-Министра Республики Казахстан К.К.Масимова с  профессором С.П.Капицей, ведущим телепрограммы «Очевидное — невероятное», июнь, 2011)

22 ноября 2011 года в рамках рабочей поездки во Французскую Республику Премьер-Министр Казахстана Карим Масимов принял участие в заседании Совета Организации Экономического Сотрудничества и Развития (ОЭСР). Выступая на заседании Совета, Премьер-Министр презентовал заявку Республики Казахстан на получение статуса наблюдателя в четырех Комитетах организации, включая Комитет по образованию.

Всоответствии с установившейся международной практикой любые вопросы, связанные с членством в тех или иных организациях или объединениях, ставят страну перед необходимостью приведения различных аспектов государственного управления в соответствие с международными требованиями и стандартами. Образование не является исключением. Таким образом, внедрение стандартов ОЭСР в практику формирования и реализации образовательной политики в Республике Казахстан — это уже вопрос не теоретический, а практический.

Видение ОЭСР в области образования отражены в ряде документов и материалов, имеющих разный статус и назначение: от рекомендательных рамочных документов, которые страны учитывают при разработке собственной национальной образовательной политики, до обширных международных сравнительных исследований, основанных на согласованном наборе индикаторов  по оценке качества образования. Ниже перечислены лишь некоторые из них:

  • Руководящие принципы ОЭСР/ЮНЕСКО по обеспечению качества в сфере трансграничного высшего образования (2005);
  • Декларация ОЭСР о будущей политике в области образования в меняющемся социальном и экономическом контексте (1978);
  • Международная программа оценки учебных достижений 15-летних учащихся (Program for International Student Assessment, PISA),  с 2000 года;
  • Программа международной оценки компетенций взрослых (Programme for the International Assessment of Adult Competencies, PIAAC), с 2005 года;
  • Совместное исследование ОЭСР и ЮНЕСКО «Учителя для школ будущего/Анализ Всемирных показателей в области образования»;
  • Ежегодный доклад «Взгляд на образование. Индикаторы ОЭСР» (Education at a Glance. OECD Indicators).

Я бы хотела остановиться подробнее на ежегодном докладе «Взгляд на образование. Индикаторы ОЭСР». Этот обширный ежегодный доклад — продукт совместных усилий Правительств стран-членов ОЭСР, экспертов и соответствующих учреждений Директора образования ОЭСР, а именно: Центра образовательных исследований и инноваций, а также Аналитических служб по разработке индикаторов, анализу и интерпретации эмпирических данных. Доклад содержит в себе сопоставительный анализ текущего состояния и тенденций развития систем образования стран-членов ОЭСР и стран, участвующих в тематическом проекте ОЭСР «IndicatorsofEducationSystems- INES» (1988). Из стран бывшего СССР в этой программе участвует Россия.

Доклад построен на оценке систем образования по индикаторам, сгруппированным в четыре крупные тематические группы, вкаждой из которых от 6-ти до 15-ти показателей:

А: Результаты деятельности образовательных учреждений и воздействие обучения на различные аспекты индивидуальной и социальной жизни.

В:  Финансовые и человеческие ресурсы, инвестируемые в образование.

С:  Доступ к образованию, участие и продвижение.

D:  Обучающая среда и организация школьного образования.

В международной образовательной практике ежегодный доклад ОЭСР «Взгляд на образование. Индикаторы ОЭСР» является однимиз самых авторитетных аналитических изданий. Он содержит в себе огромный объем информации для размышлений по ключевым вопросам образовательной политики, актуальных как на страновом, так и международном уровнях. При этом надо заметить, что работа над индикаторами и методологическими инструментами для интерпретации и анализа эмпирических данных находится в постоянном процессе развития. Именно здесь сосредоточена современная экспертиза и дискуссионная площадка, где вырабатываются современные подходы к определению качества образования и концептуальные рамки для разработки индикаторов его оценки. Включение Казахстана в качестве наблюдателя в Комитет по образованию ОЭСР дает реальную возможность стать частью этого процесса. Первым шагом в приобщении к этой работе могло бы стать участие Казахстана в  проекте ОЭСР «Indicators of Education Systems- INES» (Индикаторы образовательных систем).

Другой документ, который отражает концептуальное видение ОЭСР в области развития образования, это «Декларация ОЭСР о будущей политике в области образования в меняющемся социальном и экономическом контексте». Декларация была принята в 1978 году, но и сегодня ее положения звучат весьма актуально как для стран-членов  ОЭСР, так и таких, как наша, взявших курс на присоединение к клубу развитых стран европейского сообщества.

Декларация определила следующие задачи:

  • Способствовать постоянному развитию национальных стандартовЦелью развития стандартов является обеспечение помощи всем молодым людям в приобретении качеств, необходимых для успешного начала взрослой жизни.
  • Совершенствовать профессиональную подготовку учителей. Такая подготовка должна поощрять учителей в контексте изменяющихся потребностей и задач предпринимать более активные действия и играть ответственную роль в укреплении связей школы со взрослой жизнью.
  • Развивать школы как активные общины.Школьные общины должны создавать стимулирующую среду для воспитания уверенности в своих силах, чувства ответственности и духа сотрудничества у молодых людей.
  • Внедрять положительные меры в области образования для установления равенства ущемленных групп.
  • Стимулировать развитие в течение всей жизнидля молодых людей и взрослых.
  • Расширять возможности рабочих-эмигрантов и их детейшире пользоваться образованием и профессиональной подготовкой.
  • Обеспечивать более тесное сотрудничество между всеми участвующими в образовании — власти, учителя, родители, студенты — а также работодателями и профессиональными организациями и другими заинтересованными группами общества.

Ключевой посыл Декларации ОЭСР о будущей политике в области образования заключается в том, что в стремительно меняющемся социальном и экономическом контексте все компоненты  системы образования (национальные стандарты, учителя, школы и т.д.) должны быть «настроены» на готовность принять изменения и стать активными проводниками нововведений. Постоянное РазвитиеРасширение возможностей и установление Равенства для ущемленных групп населения, Сотрудничество всех заинтересованных сторон – вот три основные ценностные опоры, которые отражают дух этой Декларации. Несмотря на то, что прошло достаточно времени со дня принятия этого документа, мы можем сказать, что ее положения, звучавшие несколько десятилетий назад как обращение в будущее, сегодня стали основой для разработки образовательной политики в странах, стремящихся к созданию  конкурентной экономики и устойчивого общества.

Важным показателем соответствия международным образовательным стандартам являются результаты международных сравнительных исследований в области образования. Решение Правительства РК об участии Казахстана в международных сравнительных исследованиях по оценке учебных достижений учащихся TIMSS-2008 и PISA-2009 трудно переоценить. Мы получили богатейший эмпирический материал, существенно обогащающий арсенал стратегического планирования в области образования с учетом международных стандартов и современных требований к качеству образования. Анализ результатов участия Казахстана в PISA-2009, равно как и TIMSS-2008, уроки, извлеченные из этого опыта должны стать основой для работы, в первую очередь, в таких областях, как:

  • Разработка новых национальных стандартов (куррикулума) общего среднего образования.
  • Создание национальной системы оценки качества образования.
  • Реформа системы подготовки и повышения квалификации учителей.

Как известно, Казахстан продолжит свое участие в обоих исследованиях — как в PISA, так и в TIMSS-  и этот процесс уже начат. Так, в апреле 2011 года во всех регионах республики было проведено основное исследование TIMSS-2011; результаты международного исследования TIMSS-2011 будут известны в декабре 2012 года. Что касается PISA-2012, то проведение основного исследования в РК планируется на  апрель 2012 года.

Если говорить о перспективах участия РК в международных сравнительных оценочных исследованиях, то здесь можно сказать следующее: мы встали на этот путь, и это один из важнейших результатов образовательной политики, целенаправленно проводимой Правительством страны в последние пять  лет. Эти меры  направлены на внедрение в Казахстане общепризнанных международных стандартов государственного управления.

Эта политика закреплена в «Государственной программе развития образования РК на 2011-2020 годы» — базовом документе, определяющем политические и концептуальные рамки развития образования страны в долгосрочной перспективе. В частности, планируется, что Казахстан будет участвовать (наряду с уже известными PISA и TIMSS)  в таких международных исследованиях, как:

  • PIRLS(Progress in International Reading Literacy Study) — оценка уровня и качества чтения и понимания текста учащимися начальной школы;
  • TIMSS-ADVANCED — оценка математической и естественнонаучной грамотности (физика) учащихся 11-х классов с углубленным изучением этих предметов;
  • ICILS (International Computer and Information Literacy Study) — оценка компьютерной и информационной грамотности учащихся 8-х классов.

Кстати, надо отметить, что для стран, включающихся в организации ОЭСР, как правило, даются рекомендации присоединяться к различным тематическим оценочным и мониторинговым исследованиям.  В области образования для ОЭСР очень важно участие страны (наряду с PISA) в «Программе международной оценки компетенций взрослых» (Programme for the International Assessment of Adult Competencies, PIAAC) и  совместном исследовании ОЭСР и ЮНЕСКО «Учителя для школ будущего/Анализ Всемирных показателей в области образования». Возможно, Казахстан получит такое приглашение и это будет еще одной возможностью для осмысления и дальнейшего развития системы образования нашей страны в рамках широкой международной перспективы.