05/08/2021
Каспар Кала и Лаура Каск: Анализ изменений в нормативно правовые акты Казахстана по защите данных
30/06/2021
Марат Мамаев. Али Нургожаев. Как нам развивать систему здравоохранения дальше?
05/08/2021

«Аким должен понять и принять мысль о том, что он стал больше зависеть от населения»

В сентябре 2020 года в своем послании президент заявил о необходимости провести в 2021 году первые прямые выборы сельских акимов. 25 июля слова воплотились в реальность: жители 730 населенных пунктов выбрали для себя руководителей на ближайшие 4 года. Эксперты, не отрицая исторической значимости момента, настаивают на том, что потребуется еще немало усилий для успешного завершения реформы местного самоуправления.

Уникальная электоральная кампания, которая еще несколько лет назад казалась невозможной, в казахстанских СМИ не получила должного освещения. Государственные медиа докладывали о выборах «тяжёлым чиновничьим языком» так, что осознать их значимость едва ли удалось хоть кому-то из рядовых жителей страны. Между тем, голосование было организовано для 1,2 млн избирателей (13% казахстанцев). Шолпан Айтенова, эксперт по государственным финансам, предполагает, что одна из причин равнодушия со стороны медиа — восприятие реформы местного самоуправления как части административной реформы.

Однако на случившееся можно (и нужно!) смотреть под другим углом: «В скором времени половина жителей страны начнет напрямую вместе с избранным акимом нести большую ответственность за происходящее на территории своего проживания», — поясняет Айтенова. Отныне сельские акимы, выполняя государственные функции, подчиняются акиму района, а с точки зрения функций местного самоуправления подотчетны местному сообществу. «Это отдельные выборные должности местного самоуправления, которые должны будут быть подотчетны населению, которое их избирало, а не назначившему вышестоящему госоргану», — говорит эксперт.

Подотчетность дополняют финансовые обязательства: «В рамках децентрализации межбюджетных отношений акимам сельских округов передали дополнительные полномочия по сбору некоторых налогов. Теперь они будут прямо заинтересованы в увеличении налогооблагаемой базы своего села», — дополняет Аскар Кушкунбаев, координатор программы «Прозрачность и подотчетность» Фонда Сорос-Казахстан. Сергей Худяков, директор ЧУ «Институт развития местного самоуправления», считает, что полномочия сельских акимов будут расширяться и дальше. По его прогнозу, уже в 2021 году начнется обсуждение нового — самостоятельного — закона о местном самоуправлении, который даст сельским акимам «больше финансовых и административных возможностей».

Удивительная явка и привычные нарушения

В Восточно-Казахстанской и Жамбылской областях явка избирателей перевалила за 90%. Рекордные (по крайней мере, с точки зрения городского жителя) цифры не удивляют экспертов. Сельчан заставляют идти на выборы, с одной стороны, привычка и патерналистские настроения, а с другой стороны, надежда на изменения к лучшему. Вместе с тем, нельзя исключать и искусственного завышения показателей явки, подчеркивает Жанат Нургалиев, руководитель некоммерческой организации INTEGRITY ASTANA. Он, например, обращает внимание на то, что территориальную избирательную комиссию Восточно-Казахстанской области возглавляет директор Усть-Каменогорского колледжа экономики и финансов — «то есть независимости от МИО нет». Нургалиев полагает, что в реальности явка могла достичь только 50-60%.

По подсчетам политолога Марата Шибутова, в большинстве округов — 563 из 730 — победили кандидаты от партии Nur Otan. Однако, надо полагать, не во всех случаях их победа была действительно заслуженной.

«У нас было четыре кандидата, двое из которых никакого отношения к нашему селу не имеют. Родились в другом месте, никогда тут не жили. Остальные двое хоть и были уроженцами нашего села, последние 15-20 лет тут не жили. Выбор был не велик, но многие сельчане автоматом отдали свой голос за кандидата из партии Nur Otan», — рассказал житель села Жармыш Мангистауской области.

На втором месте по популярности — самовыдвиженцы, у них в итоге 99 мест. Среди партий успех празднует и «Ауыл» (32 места). Шибутов подчеркивает, что аграрная партия в этот раз показала себя лучше, чем во время выборов депутатов мажилиса и маслихатов. Галочку напротив графы «против всех» поставили лишь от 3 до 7% проголосовавших, что фактически не сказалось на итогах выборов, замечает он. Избиратель из села Сарколь Актюбинской области такое свое решение объясняет так: «К сожалению, не было достойных кандидатов».

«На участках, расположенных в более развитых и богатых населенных пунктах, местные жители проявляли завидную гражданскую активность, массового голосуя за того или иного кандидата. На таких участках чувствовалось в хорошем смысле напряжение», — делится своими впечатлениями от прошедших выборов Роман Реймер, соучредитель Общественного Фонда «Еркіндік қанаты». Жительница села Кос-Истек Актюбинской области отметила, что «каждый наш сельчанин сделал свой выбор, такие выборы нужно было начать проводить еще раньше».

Василина Атоянц, исполнительный директор Молодежной информационной службы Казахстана, в свою очередь отмечает хорошую подготовку избирательных комиссий на местах. В пример она приводит председателя комиссии в селе Акмол, которая даже отстаивала право наблюдателей на свободное передвижение по участку перед своими коллегами.

Вместе с тем, такое завидное знание выборного законодательства продемонстрировали не все. В Алматинской области председатель одной из комиссий не позволил наблюдателю от МИСК зайти на участок из-за отсутствия в уставе организации пункта о наблюдении за выборами. В другом селе той же области председатель передала данные представителей МИСК сотруднику КНБ. Комиссия в Туркестанской области настолько не ожидала приезда наблюдателей, что рекомендовала им не оставаться на участке до конца голосования. Наблюдательницу от МИСК в Карагандинской области и вовсе накануне вызвали на беседу с сотрудником управления молодёжной политики.

«Из нарушений я лично зафиксировал несколько фактов так называемого “семейного голосования”, когда один член семьи голосовал не только за себя, но и за остальных членов своей семьи. Видел и обращал внимание председателя избирательной комиссии на то, что порядка 10 бюллетеней для голосования заранее были подписаны членами комиссии, что также запрещено законом», — дополняет коллегу Реймер.

Диалог во имя будущего

«Реформа местного самоуправления — это долгий путь, который начался в 2011 году, и потребуется еще много усилий для решения всех концептуальных вопросов, которые не ограничиваются выборами акимов», — подчеркивает Айтенова.

В этой связи она напоминает о существующем дисбалансе экономического потенциала населенных пунктов. Кушкунбаев соглашается, что сельский аким еще во многом зависит от акимов районного и областного уровней, потому что «достаточного самостоятельного бюджета для решения реальных проблем граждан у него нет». С другой стороны, «очень много зависит от самого человека, который стал акимом», от его желания и умения находить поддержку местного сообщества, не теряет оптимизма Худяков.

Первое, что предстоит сделать новоизбранным сельским акимам — повысить уровень взаимодействия с местным сообществом. «Аким должен больше присутствовать в соцсетях, встречаться вживую с людьми, неформально относиться к своим отчетам перед населением, к разработке планов развития сельской территории. Он должен понять и принять мысль о том, что стал больше зависеть от населения. А, значит, нужно, чтобы население знало о его работе. Знало, понимало, поддерживало», — отмечает глава Института развития местного самоуправления.

При этом Худяков признает, что уровень профессионализма у новых сельских акимов сильно разнится. Это было видно и в период агитационной кампании: не все кандидаты — всего их было 2 297 человек (20% — женщины) — провели хорошую подготовку к своему выдвижению. Двое из трех претендентов на пост акима были самовыдвиженцами. Мейир Алпысов, самостоятельно выдвинувший свою кандидатуру на пост акима села Топар Абайского района Карагандинской области, обращает внимание на ряд объективных ограничений, которые снизили эффективность его кампании.

«Во-первых, это ограниченный бюджет. Каждому кандидату выделено 220 тыс тенге. При этом сумма распределена по статьям расхода: например, на листовки и агитплакаты выделено не более 70 тыс тенге. Этого явно мало, если агитматериал качественный. Более того, нельзя принимать пожертвования. Во-вторых, всего лишь 9 дней нам дали на проведение кампании. Наверное, этого достаточно для маленьких сел, а в моем случае, где 6 545 избирателей, а в целом под 12 тыс жителей живет в поселке, этого мало», — рассказывает самовыдвиженец.

Сегодня, когда выборы позади, необходимость в расширении компетенций новых управленцев никуда не делась. «Думаю, что для избранных акимов необходимы курсы. Они есть в филиалах академии госуправления. НПО-шникам Казахстана нужно больше сотрудничать с филиалами академии в качестве преподавателей, с госорганами — в качестве исследователей ситуации», — считает Худяков.

В прошлом обучающие мероприятия для чиновников уже финансировал Фонд Сорос-Казахстан. При поддержке ФСК было организовано несколько обучающих поездок в Индию, Польшу и Монголию для изучения их опыта и лучших практик местного самоуправления с участием акимов сельских округов, представителей министерства национальной экономики и национальных экспертов по бюджету.

«В рамках направления по открытости бюджетов мы принимали активное участие в содействии реализации Концепции развития местного самоуправления до 2020 года», — подчеркивает Кушкунбаев.

Шаг первый, шаг второй

«Введение прямых выборов обсуждалось в Казахстане, наверное, больше 20 лет. То есть это все-таки значимый шаг. Нельзя сделать третий шаг, не сделав первый. И первый шаг — это предоставить людям возможность выразить свое мнение, возможность самовыдвижения и поддержки своего кандидата. Эта возможность появилась», — констатирует Худяков. Следующим шагом Айтенова видит ситуацию, когда местные жители научатся управлять своим селом вместе с акимом: «Жители больше не смогут сказать: “Ты — аким, ты решай”».

Кушкунбаев напоминает, что общественности уже предоставили дополнительные инструменты для участия в управлении. Все решения акима должны будут приниматься коллегиально и открыто на собрании местного сообщества, подчеркивает эксперт. Насколько качественно акимы будут работать в таком формате, насколько изменится отношение сельчан к процедурам принятия решений, покажет время. Сейчас же нам всем необходимы «маленькие совместные победы». «Нужно как-то взбодрить наше население: показать, что что-то начинает потихоньку решаться. Недоверие очень быстро можно заработать, но очень долго и трудно преодолеть», — заключает Худяков.