22/09/2021
Необходимое кредо
22/09/2021
Городская «ткань» комфорта
22/09/2021

Процесс трансформации

Шолпан Айтенова, эксперт в области общественной политики и мониторинга, государственных финансов, а также в продвижении международных инициатив и стандартов в области надлежащего государственного управления.

Фонд Сорос-Казахстан – один из старейших благотворительных фондов в стране, чуть моложе нашей независимости. Не будет преувеличением сказать, что его деятельность содействовала развитию гражданского общества в Казахстане. Его стратегия, как и направления деятельности, всегда отвечали требованиям времени и способствовали развитию нашей страны в самых разных сферах: от культуры, прав человека до здравоохранения, развития свободных медиа.

Сам Фонд также изменялся со временем. Мы наблюдаем траекторию развития от количественного к качественным типам проектов. От массово обучающих проектов, таких как «Дебатный центр» и «Волонтерский дом», до сегментированных – поддержка Сетей и коалиций. За эти годы множество проектов было реализовано в регионах. Работа Фонда Сорос-Казахстан доходила до сел и поселков, не концентрируясь на Алматы и столице. Фонд гибко реагировал и реагирует на изменения в общественной повестке и находит актуальные направления в своей стратегии. Конечно же, до сих пор остаются сложными вызовами ряд задач. На мой взгляд, среди них институционализация и устойчивость проектов. К сожалению, это проблема не только Фонда Сорос-Казахстан, но и всего общественного сектора. Гражданскому сектору еще предстоит решить такие важные задачи, как жизнестойкость организаций и инициатив, их независимость и умение диверсифицировать источники финансирования, оказывать конструктивное воздействие на процессы, воспитывать смену и идти в ногу со временем, осваивать технологии, внедрять инновации.

У ФСК большая история и ряд впечатляющих достижений. Приятно, например, вспоминать о таких проектах Фонда, как «Волонтерский дом», открывшийся в 1998 году, когда волонтерство еще не было мейнстримом. Или «Национальный дебатный центр», выпустивший в свое время тысячи дебатеров. Проект публичных слушаний по очистке Комсомольского озера в Таразе, НПО «Таразский Инициативный центр» в 2004 году. И то, что в итоге из бюджета были выделены деньги, а озеро и прибрежная полоса стали полноценной частью городского пространства. А также мониторинг программы питьевой воды ОО «Ангел» из Атбасара. Из последнего хочется отметить «Тренинг-кафе», проекты по паллиативной помощи и развитию городских инициатив и местного самоуправления, создание базы данных СМИ – получателей госинформзаказа, проездные гранты для специалистов различных отраслей.

Главное отличие Фонда Сорос-Казахстан – прозрачность его деятельности. Ни один фонд не публикует столько информации о своих грантах и проектах. Импонирует сменяемость власти в Фонде. Хотя я знаю фонды, в которых директора не менялись более десяти лет. Существующая система сдерживания и противовесов в Фонде обеспечивается Попечительским Советом, который постоянно обновляется и приглашает в свой состав известных общественных деятелей. Мало кто знает, что в свое время в составе Попечительского Совета Фонда были Марат Тажин, Нурлан Еримбетов, Евгений Жовтис, Аида Досаева. Подобная структура управления повышает кредит доверия к Фонду, потому что есть ожидание, что решения принимаются беспристрастно и объективно.

У меня большой опыт сотрудничества с Фондом Сорос-Казахстан. Примерно 15 лет. И всегда это была совместная работа по повышению прозрачности и подотчетности в сфере государственных финансов. Хотя в повестку государства и других доноров тема вошла буквально недавно. Мы же все эти годы в сотрудничестве с Фондом реализуем проекты по анализу бюджета, повышению информированности о бюджете, продвижению законодательства и инициатив по повышению прозрачности бюджета. Именно так в 2018–2019 годах в сотрудничестве с Фондом мы реализовали один из значимых проектов – Open Budget Fellowship. Проект имел колоссальный успех, несмотря на достаточно сжатые сроки – два года. Open Budget Fellowship охватил все этапы бюджетного процесса и предусмотрел возможность участия гражданского общества в бюджете. В проекте каждому участнику предлагается провести свое мини-исследование бюджета. Так, участники Open Budget Fellowship раньше самих государственных органов выявили намечающиеся проблемы в ЛРТ, сфере госфинансирования науки, общественного транспорта и других областях бюджетирования.

Выпускники проекта Open Budget Fellowship стали сформировавшимися специалистами со знанием бюджетного процесса, способствующими развитию профессионального диалога с государством.