15/01/2021
Как фонд «Мама Про» помогает родителям детей с инвалидностью вновь социализироваться
08/12/2020
Открытая позиция
10/02/2021

Новые форматы гражданского взаимодействия для нового посткарантинного мира

Несмотря на то, что COVID-19 замедлил нашу жизнь, многих закрыл дома и фактически остановил пульс городов, для гражданских активистов пандемия не стала поводом откладывать планы на потом. Так, при поддержке Фонда Сорос-Казахстан в 2020 году в Алматы и Нур-Султане открылись два новых креативных пространства.

В конце января 2020 года в рамках фестиваля крытых общественных пространств SPACES.nur-sultan на базе галереи TSE Art Destination открылась арт-библиотека, а в конце сентября свои двери для посетителей распахнул [не] музей архитектуры от команды проекта Archcode Almaty. Несмотря на то, что оба пространства выполняют, казалось бы, одинаковую функцию (в [не] музее тоже есть небольшая библиотека), смысла проводить между ними строгое сравнение нет.

«В первом случае функцию диктует сама галерея, открытая для всех желающих, а в случае с Архкодом содержание и контент пространства будет определяться импульсами от самих горожан», — объясняет Сауле Мамаева, координатор программы «Новые гражданские инициативы» Фонда Сорос-Казахстан. Она воодушевленно рассказывает о планах Фонда в 2021 году «протестировать» другие форматы и другое содержание, ведь с точки зрения продвижения ценностей открытого общества физические пространства выигрывают у онлайн-встреч и Zoom-вечеринок.

И столичная арт-библиотека, и алматинский [не] музей внесут свой вклад в развитие критического мышления, свободы самовыражения, культуры сотрудничества и кооперации во имя решения общих проблем, уверена Мамаева. Кроме этого, трудно переоценить значение этих пространств для самих партнеров Фонда. «Наличие своего “дома” у проекта очень сильно повышает мотивацию», — отмечает глава программы, напоминая, что Фонд нацелен на то, чтобы в гражданском поле множились не столько проекты, сколько игроки, полноценные акторы.

В Фонде никогда не скрывали, что очень заинтересованы в финансовой устойчивости проектов, и пилотная поддержка креативных пространств в 2020 год не стала исключением. И речь тут не только о грантах международных организаций, посольств или коммерческих доноров — оба проекты достойны внимания со стороны городских властей, «ведь закрывают определенную культурно-просветительскую функцию не хуже чем действующие музеи и библиотеки, которые и без пандемии пустуют», подчеркивает Мамаева.

«У нас играет музыка, люди могут здесь танцевать»

«Библиотека получилась уникальная: у нас есть издания, которых в принципе нет в Казахстане ни у кого. Даже в частных коллекциях», — говорит о своем проекте Бауржан Сагиев, арт-директор галереи TSE Art Destination. Около 200 изданий сегодня составляют книжный фонд первой и единственной в столице арт-библиотеки. Библиотеки, где командой галереи бережно собраны преимущественно англоязычные книги о разных направлениях современного искусства.

«Рождение арт-библиотеки — это на самом деле плод долгого интеллектуального поиска и труда. Мы пришли к уже действующим игрокам из креативной индустрии и предложили им взглянуть на свою функцию совершенно под другим углом», — вспоминает начало проекта Сауле Мамаева. И хотя она подчеркивает, что нужная идея пришла не сразу, Сагиев отмечает, что уже во время ее реализации сложностей не возникло.

Новое пространство быстро оценили студенты творческих вузов столицы, преподаватели художественных школ, представители разных сфер культуры. Молодые писатели уже приходили сюда знакомить аудиторию со своими очерками, а школьники посещают галерею ради увлекательных классов по современному искусству. К слову, TSE Art Destination с момента своего основания в 2017 года ежегодно проводит порядка 50 образовательных ивентов. «Наличие библиотеки фактически завершает образовательный цикл для тех, кто приходит к нам на эти мероприятия», — замечает арт-директор галереи.

«Мы видим важность в том, чтобы взращивать новое поколение, проводить ликбез для локального сообщества, потому что современное искусство, конечно, не всем понятно», — продолжает Сагиев. Он отмечает, что усилия его команды направлены, в первую очередь, на молодых людей, именно поэтому TSE Art Destination — не совсем традиционный выставочный центр. «У нас не какой-то академический музей, где приходишь и тишина. У нас играет музыка, люди могут здесь танцевать, всегда очень живая атмосфера», — делится арт-директор.

«Аудитория здесь намного благодарнее, она не перенасыщена. Мероприятия собирают большее количество людей чем в Алмате», — замечает Мамаева. Ее мысль продолжает Сагиев: «Когда посетители приходят на выставки в галерею, они все в таком удивлении и шоке, что здесь есть и библиотека! Все хотят приходить и читать». Столичных жителей при этом совершенно не смущает отсутствие возможности взять понравившийся альбом или каталог домой — некоторые, наоборот, с удовольствием преподносят книги из своих коллекций в дар библиотеке.

Арт-библиотека выдвинула галерею на другой качественный уровень, признается Сагиев. «Мы теперь полноценный арт-центр. Пусть маленький, но многофункциональный», — говорит он. В планах — и дальше функционально расширяться. «Наша давняя мечта — создать издательский дом и исследовательский центр, чтобы книги по искусству были доступны казахоязычным и русскоязычным людям. На казахский язык сейчас практически нет переводов», — констатирует арт-директор.

Разговор с ним не оставляет сомнений, что эти планы рано или поздно реализуются, ведь потребность в таких инициативах в Нур-Султане есть. «Порядка 500 человек приходят к нам на каждое мероприятие, каждую выставку, каждый вернисаж, и регулярно спрашивают в соцсетях, когда будет следующий», — замечает Сагиев. Шутка ли, что в городе-миллионнике, сопоставимом по размерам со средним европейским городом, в отличие от последнего всего пара-тройка мест, где можно познакомиться с современным искусством?

Общественное пространство «под боком у МВД»

Многие годы бывшее здание НКВД «будто пряталось, сидело в кустах, и все, что с ним происходило, было как бы невзначай», говорит Анель Молдахметова, координатор Archcode Almaty. Небольшая команда проекта, нацеленного на сохранение архитектурной идентичности города, сделала редкое конструктивистское здание видимым. Теперь здесь расположился первый в своем роде партисипаторный музей архитектуры Алматы. Сауле Мамаева надеется, что он станет «креативной нецензурируемой отдушиной для людей, которым есть что сказать в отношении облика любимого города».

Для начала этого разговора урбанисты выбрали непростую тему — в ходе первой экспозиции они решили рассказать о хрониках района, ставшего последним прибежищем для сотен репрессированных. Исследовательница вспоминает об опасениях и волнении в связи с этим и признается: «Присутствовал большой элемент самоцензуры. Мы замечали, что люди действительно не до конца понимают, что в [не] музее можно писать, делиться, рассказывать свои истории». Надо думать, на посетителей давил и вид из окна с действующим по соседству следственным изолятором. Но потом произошло то, ради чего и создавалось пространство: посетители стали присваивать его себе.

«Люди не уходили сразу, подолгу находились в пространстве музея, некоторые приходили несколько раз. Люди делились своими ассоциациями, воспоминаниями, связанными с районом. Кто-то приносил книги, хотя мы не объявляли обмен книгами. Приносили артефакты. А мы не успевали вовремя перерабатывать и благодарить. У нас в принципе аудитория была абсолютно широкая, начиная от четырех лет и заканчиваю 86-ю. Плюс еще один раз собачка забежала из приюта», — делится Молдахметова. Результаты первых недель работы превзошли ожидания на 200%, констатирует она.

Мало кто из порядка 400 гостей первой экспозиции остался равнодушным, убеждена героиня. И молодые люди, узнавшие расшифровку аббревиатуры НКВД, и пожилые дамы, решившие провести расследование вокруг ликвидации музея политических репрессий, по-своему переосмыслили травму прошлого. «Формат, который мы выбрали, позволил максимально гибко обеспечить вход в эту историю для разного рода посетителей», — объясняет Молдахметова. Мамаева же уверена, что работа над табуированной темой заметно повлияла и на внутренний рост команды Archcode Almaty.

Рост, надо сказать, произошел не только качественный, но и количественный: в полку сторонников архитектурного движения города прибыло. «Через экспозицию начали приходить люди, которые хотят помогать проекту. Так, например, получилось с девочками, которые впоследствии стали медиаторами и волонтерами», — рассказывает координатор Archcode Almaty. Еще более примечательно, что без объявления open call команда проекта собрала и уже согласовала заявки, контента которых хватит, чтобы в ближайшие полгода провести аж шесть экспозиций.

Пандемия коронавируса, наверняка, внесет свои коррективы в амбициозные планы команды, но пока урбанисты даже благодарны действующим ограничениям. «Они сыграли нам на руку, потому что люди приходили небольшими порциями, и по факту нам удалось “пощупать” полностью всю аудиторию. Я больше половины посетителей узнала лично, а до этого мы просто были в режиме чуть-чуть вещания», — замечает исследовательница. Так, появление у Archcode Almaty публичного пространства чрезвычайно актуализировало ключевую миссию проекта по вовлечению горожан в процесс принятия архитектурных решений.

Кроме этого, и алматинским урбанистам, и столичным галеристам удалось масштабировать собственные проекты так, чтобы продвигать заложенные в них ценности стало проще и эффективнее. В рамках физических пространств вовлечение стало видимым, а стремление к соучастию практически осязаемым. Осталось главное — дать горожанам возможность осознать свои интересы и, вложив в них свой опыт и знания, подтолкнуть к действиям.