08/06/2020
Индекс открытости местных бюджетов — 2019
23/05/2020
Лидерство для учителей Казахстана
16/06/2020

Итоги первого года с момента транзита власти

В конце мая Фонд Сорос-Казахстан провел дискуссию по случаю выхода отчета «Казахстан: испытание «транзитом власти» на русском языке. В онлайн-встрече приняли участие как казахстанские, так и зарубежные авторы отчета.

Фонд Сорос-Казахстан при поддержке Open Society Foundations поддержал дискуссию, приуроченную к выходу перевода на русский язык издания отчета британского аналитического центра в области международных отношений Chatham House – «Казахстан: испытание «транзитом власти» (Kazakhstan: Tested by Transition). В ближайшее время отчет будет доступен и на казахском языке. Над отчетом работали известные зарубежные и казахстанскии эксперты, которые проанализировали транзит власти в Казахстане с нескольких точек зрения: гражданско-политических свобод и прав человека, внешней политики, вопросов идентичности, политического и экономического развития.

Во время встречи приглашенные эксперты обсудили процесс транзита власти, который произошел между первым президентом Нурсултаном Назарбаевым и нынешним президентом Касым-Жомартом Токаевым. Модератором встречи выступила старшая научная сотрудница Дэвис-центра российских и евразийских исследований при Гарвардском университете Наргис Касенова. Она обратилась к участникам дискуссии с просьбой назвать главные, по их мнению, достижения и разочарования первого года транзита власти.

Председатель правления Фонда Сорос-Казахстан Аида Айдаркулова отметила неоднозначное положение политических заключенных – на свободу вышел Мухтар Джакишев, но другие политзаключенные все еще остаются в тюрьмах: «Это сложный вопрос, потому что любое достижение – это что-то на грани с несбывшимися ожиданиями. Главное достижение – выход Мухтара Джакишева на свободу, с другой стороны Макс Бокаев все еще находится в заключении», – ответила Аида Айдаркулова.

Журналистка, живущая в Казахстане и освещающая проблемы Центральной Азии для американских и британских изданий, Джоанна Лиллис в качестве достижения отметила растущее гражданское самосознание казахстанцев: «Для меня главное достижение – политическое пробуждение казахстацев, особенно среди молодежи. Молодежь стала проявлять интерес к политике и будущему своей страны. Разочарование в том, что власть не всегда воспринимает это пробуждение с должными конструктивами и терпимостью», – заключила она.

Политолог, директор консалтинговой неправительственной аналитической организации «Группа оценки рисков» Досым Сатпаев считает, что несмотря на рост интереса к внутренней политике граждан, государство не спешит проводить реальные политические реформы: «Я не вижу пока достижений в сфере политических изменений. Соглашусь с тем, что случился рост общественного сознания: многие казахстанцы, которые раньше были аполитичными, стали интересоваться политикой. Для меня интересным индикатором было то, что политическая тематика, которая традиционно была популярна на Facebook, постепенно начала увеличивать популярность и в других социальных сетях – Instagram и Youtube. Думаю, можно назвать достижением, что на наших глазах социальные сети формируют новое гражданское общество – некую реинкарнацию гражданского общества, каким оно было в 90-ых годах. А разочарование то, что у нас кулуарная политика продолжает доминировать. Во-вторых, у нас политтехнология и игра в либерализацию заменила реальные политические реформы. И третий немаловажный момент – это то, что наш поводок удлинили, но с шеи общества его не сняли. Последние новости о законе о мирных собраниях и о политических партиях об этом говорят».

Управляющий директор Economics and Management Consulting Group, основатель Ekonomist.kz Касымхан Каппаров оценил ситуацию с экономической перспективы:

«Прошел всего год, пока не видно тренда на то, что размер государственной экономики будет снижаться – мы не видим, чтобы государство выходило из каких-либо секторов экономики. В целом мы все еще продолжаем жить по экономической модели государственного капитализма. Для меня достижением стала заморозка строительства LRT в столице. Это такой яркий проект, которые обычно называют «белые слоны». Это когда богатая, в основном ресурсная, страна начинает строить непонятные ненужные проекты за миллиарды долларов. Я надеюсь, что заморозка этого проекта станет прецедентом на будущее, когда государство перестанет делать такие ненужные чрезмерные траты», – заключил Капаров.

Независимый аналитик и журналистка, освещающая вопросы Центральной Азии, д-р Биргит Брауэр в качестве достижения отметила уже тот факт, что в 2019 году Касым-Жомарту Токаеву удалось остаться в кресле президента:

«Казахстан не последовал примеру Азербайджана, где власть была передана от отца к сыну. Здесь власть могла быть передана дочери, мы знаем, что в прошлом году Дарига Назарбаева была председателем сената и все думали, что это такая подготовка к передаче власти ей. Год спустя Дарига Назарбаева уже не занимает этот пост, а Токаев по-прежнему сидит в кресле президента. Разочарование в том, что во внутренней политике ничего не изменилось».

Джоанна Лиллис также добавила, что одним из ключевых моментов транзита власти стало то, что Токаев пообещал казахстанцам слышащее государство:

«Если власть не будет предлагать диалог и реформы, то она рискует усугубить непонимание между государством и общественностью. Ярким примером этого раскола являются президентские выборы 2019 года. Касым-Жомарт Токаев в своем обращении к народу обещал обеспечить политическую конкуренцию. Однако, мы видели, что съезды оппозиционных партий были сорваны из-за ареста делегатов по всей стране. Буквально на прошлой неделе суд запретил «Партию улиц» («Көше партиясы»), объяснив это тем, что партия якобы связана с запрещенной в стране организацией ДВК. В Казахстане сейчас нет действующих оппозиционных партий. Тут возникает вопрос: откуда будет появляться эта политическая конкуренция, если власть продолжит свою монополизацию и не даст оппозиционным партиям формироваться».

Также Джоанна Лиллис отметила, что принятые президентом поправки в закон «О мирных собраниях» все еще содержат много ограничений для граждан и не соответствуют ни международным стандартам, ни требованиям гражданских активистов и экспертов в области прав человека в самом Казахстане. В целом, государству по итогам первого года с момента обращения президента Токаева народу все еще не удалось перестроиться на режим слышащего государства.

По мнению политолога Досыма Сатпаева, в первый год президентства именно форс-мажорные ситуации позволили Касым-Жомарту Токаеву улучшить свои позиции и подтвердить легитимность: «Все это время он активно стремился из статуса президента-разочарования стать президентом-надеждой. В глазах бюрократического аппарата и не только у него был образ не субъекта, а объекта политики, и он пытался избавиться от образа мебели, как его пытались обозначить в прошлом году на политической сцене. Надо сказать, что спустя год, после того, как Назарбаев покинул свой пост, Токаеву удалось немного повысить свою легитимность. Но опять же благодаря форс-мажорам: введение режима чрезвычайного происшествия и пандемия коронавируса дали возможность Токаеву получить больше прав и поля для маневра с целью реализации антикризисных программ. На самом деле, активная работа Токаева по получению легитимности больше сопровождалась политтехнологическим инструментарием, нежели реальными политическими решениями, которые бы системно и глубоко меняли нашу политическую систему», – пояснил он.

Сейчас перед правительством стоит большая задача – научиться жить без опоры на нефть:

«Самый главный вопрос для Казахстана – это цена на нефть. Мы находимся на абсолютно неизведанной территории. Государственный капитализм, который мы строили на протяжении 20 лет, показал себя, как неэффективная экономическая модель, которая привела к тому, что у нас богатое государство, но в основном бедное население. Проблема заключается в том, что нынешнее правительство будет стараться стать социальным государством и больше помогать разным слоям населения. Тут есть риск скатиться в популизм, как это было со списанием кредитов, и повторить путь Венесуэлы: мы сейчас все видим, насколько сложная ситуация в этой стране, несмотря на то, что двадцать лет назад она была богатым государством. Главный актив сейчас у государства – это национальный фонд, и мы видим борьбу элит за остатки этой ренты, и борьба будет только увеличиваться, потому что у нас нет никаких новых притоков валюты от продажи нефти, как было раньше; у нас нет крупных инвестиционных проектов. Основная подковерная игра будет вестись именно за доступ к этой ренте. Здесь, конечно, важный вопрос о прозрачности решений о выделении и распределении этих средств», – отметил Касымхан Каппаров.

В ходе общей дискуссии по транзиту власти в Казахстане, Досым Сатпаев отметил, что для него реальный переход начнется тогда, когда экс-президент Нурсултан Назарбаев окончательно покинет политику: «Как показывает опыт – любой уход старого игрока в лице бывшего президента автоматически приводит к переделу собственности. На данный момент, я не вижу полноценного транзита. Это полутранзит: эпоха Назарбаева заканчивается, но в любом случае Токаеву приходится с оглядкой вести свою деятельность в качестве президента. Причем, это оглядки не только в сторону библиотеки, но и оглядки в сторону ближайшего окружения первого президента, в сторону бюрократического аппарата, потому что над Токаевым постоянно висит дамоклов меч саботажа его решений. Он может принимать много разных программ, сделать много красивых заявлений, но все это будет реализовывать та самая неэффективная коррумпированная бюрократическая машина, которая и при Назарбаеве постоянно демонстрировала провал».

Также эксперты обсудили ближайшие перспективы правительства и возможности для большей либерализации политических и экономических институтов: «Сначала нужны законы, которые обеспечат уважение к правам гражданского общества и СМИ. Под давлением общественности власть понимает, что нужны реформы и изменения, но она просто останавливается на полумерах. Проблема в том, что президентство Токаева – это продолжение курса Назарбаева. В то же самое время гражданское общество требует перемен, поэтому он пытается продолжить курс Назарбаева и что-то менять, а это очень сложно», – ответила Джоанна Лиллис на вопрос о том, что нужно гражданскому обществу и СМИ для получения реальной возможности влиять на повестку.

По мнению Касымхана Каппарова, в свете многих изменений, случившихся за последний год, Казахстан стоит на пороге заключения нового общественного договора между гражданами и государством:

«Последние двадцать лет наш общественный договор базировался на сверхдоходах от нефти, когда государство говорило: «вы платите маленькие налоги или не платите их вообще и не лезете при этом в политику». На протяжении прошлого года мы видим нарастание патерналистского и даже популистского подхода, когда государство пытается купить лояльность населения, придерживаясь старого договора, и в то же время государство увеличивает налоговую нагрузку и перекладывать ее на население. Это не нравится населению, в ответ население просит правильную вещь – право участвовать в распределении этих средств через прямые выборы, создание политических партий. Это видно особенно среди представителей той молодежи, которая училась за рубежом, которая видит эту связь между налогами, которые они отдают и правом участвовать в распределении бюджета. Мне кажется, что это основной вопрос – насколько Токаев сможет следовать либеральной повестке в рамках нового общественного договора», – сообщил он.

С ним согласился и Досым Сатпаев. Как объяснил политолог, для развития диалога между государством и гражданами необходимо дать обществу возможность участвовать в политике на разных уровнях:

«Народ никогда не будет готов к демократии, если ему не дать почувствовать, что это такое. А это делается только через реальные шаги в сторону политических реформ, которые позволят населению на всех уровнях поучаствовать в политике: через партии, профсоюзы, СМИ, институты гражданского общества. Дайте людям поучаствовать, дайте им возможность. Тогда многие из них будут рассматривать политику, как часть своей жизни; кто-то из них, возможно, станет политиком новой формации. Если нет этих возможностей, двери закрыты, а социальные лифты не работают, то мы не можем ничего ожидать в плане развития», – убежден Сатпаев.

Эксперты пришли к выводу, что сейчас от правительства и президента Токаева казахстанцы ждут внятной программы выхода из кризиса и последствий пандемии с учетом растущего политического сознания граждан.

Полную запись дискуссии можно посмотреть здесь, прочитать отчет «Казахстан: испытание «транзитом власти» на русском языке тут.