14/03/2019
Обязанность государства по обеспечению свободы от пыток и жестокого обращения для наркозависимых женщин во время беременности и родов
14/03/2019
Ежегодный международный журнал Project Syndicate во второй раз издан в Казахстане
18/03/2019

Серик Ирсалиев: Зарплата педагогов должна быть не меньше, чем в среднем по стране

В августе 2018 года Фонд Сорос-Казахстан (ФСК) иниицировал проведение исследования по теме «Почему молодые люди выбирают профессию учителя и что их мотивирует оставаться в ней?». Исследование было осуществлено проектной группой Общественного объединения «Белес» (Астана). Сауле Аманжоловна Каликова, советник по вопросам общественной политики ФСК встретилась с Сериком Азтаевичем Ирсалиевым, руководителем проектной группы, Президентом Международного университета Астана, и задала ему несколько вопросов.

Сауле Каликова: Вы провели исследование, цель которого состояла в том, чтобы   понять почему молодые люди выбирают профессию учителя и что их мотивирует оставаться в ней. Каковы были ваши ожидания от исследования, и совпали ли они с полученными результами? Что вас особенно удивило?

Серик Ирсалиев: В первую очередь хотел поблагодарить фонд Сорос-Казахстан за очень своевременное инициирование данного исследования. До последнего времени в Казахстане не проводилось изучение мнения педагогов об их отношении к своей профессии, о том, что волнует их, что привлекает в работе, что они хотели бы улучшить. Результаты международного исследования TALIS-2018, в которых приняли участие наши учителя, и которые могут дать ответ на вышеперечисленные вопросы, будут опубликованы только во второй половине 2019 года, а окончательный отчет — в 2020 году. Поэтому когда появилась возможность провести местное исследование мотивации молодых учителей меня и нашу команду это сильно заинтересовало.

Конечно, из жизни мы знаем о тех трудностях, с которыми сталкиваются наши коллеги-учителя. Мы понимаем, что статус и престиж профессии учителя пока не очень высок. И конечно же, мы ожидали соответствующих результатов от опросов, анкетирования и фокус-групп. Поэтому в исследовании никаких неожиданностей и сюрпризов не было и ничего особо не удивило.

Однако чувствовать наличие проблемы — это одно. А точно и обоснованно идентифицировать ее, выяснить причины проблемы и понять, как ее можно решить — это совсем другой уровень восприятия и понимания существа вопроса. И исследование дало четкие ответы на все вопросы, которые были перед ним поставлены.

Сауле Каликова: В настоящее время идет активное обсуждение проекта Закона РК «О статусе педагога». Будут ли результаты исследования учтены при разработке финальной редакции этого Закона?

Серик Ирсалиев: На мой взгляд, это очень знаково, что начало этого исследования совпало с историческим для педагогической общественности поручением Президента РК о разработке и принятии Закона «О статусе педагога», озвученном им в Послании народу Казахстана 5 октября 2018 года. Будущий Закон должен предусмотреть все стимулы для учителей и работников дошкольных организаций. Исследование, которое мы провели, дает хороший фактологический материал для учета мнения учителей при разработке закона.

Результаты нашего исследования были заинтересованно обсуждены на многих высоких площадках и везде были восприняты позитивно и с пониманием. Так, 11 января 2019 года, результаты исследования были обсуждены на Заседании Общественного Совета по вопросам образования и науки, защите прав детей с участием министра образования и науки и других руководителей МОН. Министерству образования и науки было рекомендовано использовать результаты исследования «Учителя Казахстана: почему молодые люди выбирают эту профессию и что их мотивирует оставаться в ней?», для обоснования положений обсуждаемого Законопроекта «О статусе педагога».

Результаты исследования были также доложены 14 февраля на Совместном заседании Социального совета при Фракции «Нур Отан» в Мажилисе Парламента Республики Казахстан и Комитета по социально-культурному развитию Мажилиса Парламента при обсуждении проекта Закона «О статусе педагога». Депутатами Мажилиса результаты исследования были восприняты очень заинтересованно. Очень надеюсь, что наша информация была полезной как для концептуального видения законопроекта, так и для доработки его деталей.

А 25 февраля наше исследование стало предметом обсуждения на Круглом столе, посвященном проекту Закона «О статусе педагога», организованном Казахстанским отраслевым профсоюзом работников образования и науки с участием депутатов Сената Парламента, сотрудников Министерства образования и науки, профсоюзных региональных лидеров из всех областей РК и многих других заинтересованных лиц.

Иначе говоря, нами сделано все, чтобы результаты исследования были доведены до широкого круга общественности, депутатов Парламента, Министерства образования и науки. Теперь будем с нетерпением ждать результатов правительственной версии законопроекта и очень надеемся, что наши рекомендации будут учтены в окончательной версии закона.

Сауле Каликова: Какие три основные вещи Вы бы хотели изменить в работе учителя прямо сейчас?

 Серик Ирсалиев: Прежде чем ответить на Ваш вопрос, я бы хотел озвучить четыре простых тезиса:

  1. Качество жизни не может быть выше качества человеческого капитала.
  2. Качество человеческого капитала не может быть лучше системы образования.
  3. Качество системы образования не может быть выше качества работающих в ней учителей.
  4. Таким образом, судьба будущих поколений, благополучие граждан и всего общества в руках наших педагогов

Эта аксиома лежит в основе того большого внимания, которое уделяют развитые страны статусу учителей. Следуя их примеру, я бы коротко обозначил три основные позиции:

Первое: зарплата педагогов должна быть не меньше, чем в среднем по стране. Без этого наиболее подготовленные и талантливые выпускники школ не будут стремиться в педагогическую профессию. Сегодня наши учителя получают 65% от средней зарплаты по Казахстану. Но учитель не должен чувствовать себя хуже, чем родители его учеников и все остальное общество. Иначе какое у него может быть моральное самочувствие  и чувство ответственности за будущее, которое он своим трудом  формирует?

Второе: квалификация педагогов должна соответствовать его высокому званию. Для этого надо кардинально менять систему подготовки педкадров, условия входа в профессию и карьерного роста учителя.

Третье: необходимо усилить меры, направленные на моральное поощрение учителей, возродить в обществе атмосферу их признания и почитания. На сегодня у нас не снято ни одного телесериала, ни одного фильма, посвященного учителям. Звезды эстрады, спорта, политики, руководители, блогеры, все публичные люди и каждый человек, на мой взгляд, должны использовать все возможности, чтобы публично, в т.ч. и в СМИ, выражать благодарность своим учителям, которые заложили в них основы успешной личности.

Все остальное – это детали, множество которых выявило наше исследование. Но если будут решены эти три основополагающие проблемы, то все сопутствующие вопросы решатся быстро.

Краткая информация:

Ирсалиев Серик Азтаевич, Президент Международного университета Астана

Работая в системе образования РК более тридцати лет, С.А.Ирсалиев имеет значительный опыт как академической (от ассистента до заведующего кафедрой и декана по работе с иностранными студентами), так и управленческой деятельности в МОН РК ( от главного специалиста до директора департамента, председателя комитета и  вице-министра образования и науки). В разные годы возглавлял организации, подведомственные МОН РК: Национальный центр тестирования и Информационно-аналитический центр.  Был непосредственно вовлечен в разработку и реализацию таких крупномасштабных образовательных инициатив, как Единое Национальное Тестирование, Стипедиальная программа «Болашак»,  трех Государственных программ развития образования и науки РК (2005-2010; 2011-2020; 2016-2019).  Осуществлял общее руководство подготовкой трех Национальных докладов о состоянии и развитии системы образования Республики Казахстан (2014-2017), а также администрировал процесс участия Казахстана в шести  международных сопоставительных исследованиях качества образования, в числе которых такие как PISA, TIMSS,  PIAAC, PIRLS и др.