04/04/2019
Почему неприкосновенность частной жизни имеет значение, а фраза «мне нечего скрывать» — не имеет
03/03/2019
Пять способов компрометации Вашей конфиденциальности, о которых Вы даже не догадываетесь
05/07/2019

Идентичность, дискриминация и проблемы идентификации

Кто ты? Проблемы идентичности и идентификации

«Идентичность» — это термин, охватывающий широкий диапазон спорных, глубоко личных и высоко политических вопросов. Эти вопросы варьируются от политического и социологического до психологического и философского аспектов. На вопрос «кто ты?» можно дать множество ответов, но ни один из них не является достаточно распространенным, в ряде случаев высоко контекстуальным и зачастую глубоко оспариваемым.

Однако, существует что-то похожее на попытку шагнуть в сторону от вопроса «идентичности», когда речь заходит об «идентификации» и идентификаторе ID. На сегодняшний день ID принимает различные формы: от обычной ламинированной карточки до карточки со встроенным микропроцессором; от номера, связанного с гигантской биометрической базой данных, до записи в блокчейн. В какой бы форме не был выражен ID, сохраняются вопросы, касающиеся идентичности. Дискуссии об идентичности, достаточно часто могут менять направление в сторону технократического и методического аспекта без учета более принципиальных вопросов. Тем не менее, более глубокие проблемы, связанные с «идентичностью», нельзя оставлять без внимания. В некоторой степени, вопросы идентичности проявляются в ID.

Вопросы, затрагивающие ID, являются одними из наиболее сложных вопросов, связанных с идентичностью, индивидуальностью и гражданской позицией. Как люди могут выразить свою идентичность? Может ли идентичность измениться в течение их жизни? Ответы, предлагаемые ID, также часто отражают иерархию, лежащую в основе общества, о котором идет речь. Такие вопросы, как, чье имя является «правильным» и «обычным» или каким образом через имя выражается половая идентичность. Все эти вопросы отражают, в том числе, политические аспекты в обществе. Есть риск дальнейшего отчуждения граждан, которые уже находятся в маргинальном положении.

Все это происходит в контексте меняющейся сущности ID: ID становится необходимым для все большего числа действий, для доступа к большому количеству услуг или для достижения чего-то большего в нашей жизни. А это значит, что проблемы идентичности становятся все более насущными и важными, поскольку мы начинаем задумываться о том, как идентичность и идентификация действуют во всем мире.

Философия идентичности

Примерами проблем идентичности и идентификации являются сложные и каверзные философские вопросы, которые обсуждались на протяжении веков.

С давних времен философы обсуждают идею личностной идентичности; в западной традиции еще во времена Платона занимались этим вопросом. Со времен Джона Локка (1632-1704) философы стали задаваться более сложными вопросами. Например, к простому вопросу «Кто я?» добавились «Тот же ли я человек, которым был десять лет назад?» и «Буду ли я тем же человеком через десять лет?». Эти дискуссии продолжаются до сих пор. Можно ли ответить на эти вопросы на основании постоянства физической организации, то есть моего физического тела, несмотря на то что оно постоянно меняется и в нем физически не может быть тех же клеток, что и 10 лет назад? Или же нам следует заботиться о постоянстве психологической организации, в которой существует преемственность личности и воспоминаний? В таком случае, как следует думать о людях, у которых были серьезные черепно-мозговые травмы, повлекшие изменение воспоминаний, личности и даже убеждений и желаний?

В чем же состоит проблема идентификации? По сути, речь идет о сведении этих аспектов человеческого опыта к точкам данных. Но это далеко не простая задача. Давайте рассмотрим один аспект идентификации — имя человека. В любой системе идентификации имя является весьма сложным понятием.

 Что такое имя?

Имена обычно занимают центральное место в системе идентификации. Имя — это способ, который мы используем для идентификации друг друга. И очевидно, что повседневное использование имен меняется время от времени и от места к месту. В зависимости от того, с кем и где мы общаемся, нас могут знать по большому числу псевдонимов, сокращений или использованию (или неиспользованию) официальных обращений.

Но то, что пытается закрепить официальная система идентификации, — это единственное «официально зарегистрированное имя», под которым человек известен — зачастую это означает имя, под которым он известен государству. Как описывает историк Джеймс Скотт, распространение фамилий в Европе с четырнадцатого века было попыткой государства прорваться сквозь внутреннее болото практики именования, «направленной на однозначную идентификацию чиновниками большинства своих граждан». Таким образом, государству стало легче управлять — собирать налоги и стоять на страже закона. Впоследствии эта идея распространилась ​​по всему миру, когда европейские государства стали колониальными державами.

Но практика именования различная в разных частях планеты. В некоторых традициях имя человека меняется в течение жизни. Например, в Европе в силу традиции женщины меняют свои имена в браке; решение о том, стоит ли менять свое имя при вступлении в брак, по-прежнему остается проблемой, которая связана с ролями и темами идентичности и семьи. Другой пример, согласно традициям коренных американцев, имена могут меняться в течение жизни человека, от детства до юности и зрелости, но также и в связи с изменением жизненного опыта и достижений. Имена меняются в зависимости от ситуации, от псевдонимов до выборочного использования официальных обращений. Как пишет Джеймс Скотт, имена значительно различаются в разных странах мира и часто зависят от ситуации или стадии жизни: «Каждое имя относится к определенной ступени развития, социальному окружению или конкретному собеседнику. На вопрос «Как тебя зовут?» ответ в таких случаях может быть только один: «Это зависит от…».

Какое же тогда имя является «настоящим»? Это официально зарегистрированное имя, имя, пропечатанное в документах, удостоверяющих личность? Или же это нечто гораздо более личное — в некоторых культурах люди имеют священное имя, скрытое от других. Роль имени, напечатанного на документах, удостоверяющих личность, варьируется в значительной степени в различных местах, и имеет разное значение и значимость в разных ситуациях.

Люди могут также стремиться к изменению своего имени, если они чувствуют, что их имя не отражает их гендерную идентичность. Например, трансгендеры, которые меняют свое имя, могут или не могут пройти процесс смены своего имени в официальных документах. В некоторых странах изменение имени и пола в официальных документах может длиться продолжительное время или стоить достаточно дорого. Например, опрос трансгендеров в США, проведенный в 2015 году, показал, что только у 11% респондентов в официальном удостоверении личности указаны выбранные имя и пол. Такая ситуация может привести к проблемам — эмоциональным и психологическим, а также бюрократическим – при взаимодействии людей с различными учреждениями, такими как медицинские учреждения и банки.

Трансгендеры также страдают от использования «мертвых» имен, нося имя, которое не совпадает с их гендерной идентичностью, причиняя им вред по ряду соображений. Использование неправильного имени может ухудшить личную жизнь человека, раскрывая его транссексуальный статус, а также лишить правомерности трансгендера.

Использование имен с целью установления ограничений и контроля населения не является новым. Это имело место и в прошлом в случае господства и жесткого контроля колониальной державы. Например, «цивилизационная» миссия государства по отношению к коренным американцам в США, примерно в начале 20-го века, включала насильственную смену имен на те, что считались более «подходящими» по представлению государства о «правильном» имени, и процесс сопровождался разрушением существующих местной культуры идентичности и родственных отношений. Таким же образом канадское правительство обнаружило, что имена инуитов трудно произносить, они слишком длинные и очень похожи друг на друга. В 1969 году они ввели обязательные имена в европейском стиле для инуитов. Это изменение было моральным аспектом, основанным на идеях структуры семьи в европейском стиле, а не на основе культуры инуитов. Разумеется, это изменение имени не исключало использование имен инуитов, скорее подразумевало параллельное использование обоих имен: одно имя для официального взаимодействия с государством, другое — для семьи.

Вопросы, касающиеся того, какую форму может принимать имя, отражены в проблемах, с которыми сталкиваются коренные американцы, когда их имена признаются подлинными в соответствии с политикой «настоящих имен» в Facebook для борьбы с «фейковыми» именами. Что касается документов, удостоверяющих личность, людям с именами, содержащими дефисы в Британской Колумбии, Канаде, говорят, что их имена недействительны для использования в новом документе, удостоверяющем личность в Британской Колумбии. Некоторые имена не «соответствуют» шаблону и поэтому считаются недействительными.

Определенный набор утверждений, касающихся имени — его природа, длина, то, что имя может или не может содержать – встроен в базу данных, независимо от того, напечатан он на карточке или нет. Есть и другие лежащие в основе утверждений: что имя является исключительным, что существует только одно из них в свое время.

Имена и изменчивость ID

Приведенные выше примеры иллюстрируют, насколько важны имена при рассмотрении политики, ограничении в правах и идентичности. Имена, безусловно, являются источником неправильного обращения и жестокости в различных формах с постоянно растущей областью необходимости идентификации и с постоянно растущим масштабом проблемы.

В прошлом некоторые люди имели больше возможностей при использовании имен. В конце концов была возможность использовать разные имена в разных ситуациях; «официально зарегистрированное имя», под которым государство знало вас, было лишь одним из контекстуальных имен, которые может иметь индивидуум, — ограниченное только взаимодействием людей с государством. Некоторым это позволяло понять имя, которое государство предоставило нам как одно из многих; это имя, используемое в определенных ситуациях (например, при уплате налогов), а в остальное время на первом плане были другие идентичности.

Для некоторых имена могут служить в качестве инструмента для осуществления государственного контроля, а также они могут легко использоваться для разрушения государственной власти. Например, танзанийское государство в 1970-х годах, считая, что распространение образования в стране должно быть неравномерным, пыталось ограничить представителей определенных этнических групп, посещающих государственные средние школы, в получении образования. Люди из образованной, но мятежной этнической группы чагга в Килиманджаро стали жертвами этого ограничения; Однако, использование «новых» имен позволило их детям продолжить получать образование в государственных средних школах. Опуская отличительное название своего клана, то есть не раскрывая свою этническую принадлежность, дети чагга все же смогли получить доступ к обучению в школе. Рейчел Джон Кесси становится Рейчел Джон; таким образом, никто из зачисляющих не узнает о ее этнической принадлежности. В данном случае идентичность использовалась для подрыва государственной политики.

При этом значимость ID меняется. Объем данных ID и ситуации, в связи с которыми он используется, только увеличиваются. В наши дни ID необходим для решения широкого комплекса задач: для удовлетворения требования «знай своего клиента» при открытии банковского счета или использовании финансовых услуг; получения доступа к государственным услугам; регистрации сим-карты для общения (и участия в социальной и экономической жизни), а также для частного бизнеса. Необходимость использования официального документа, удостоверяющего личность, для все большей области применения означает, что сфера использования официального документа, удостоверяющего личность, постоянно увеличивается.

Использование ID означает, что информация о вас обрабатывается, регистрируется и сохраняется, имя, написанное в ID, просматривается, сохраняется и обрабатывается все большим количеством служб. «Официально зарегистрированное имя», напечатанное в документе, удостоверяющем личность, теперь актуально для все большего количества аспектов жизни. Но это также подразумевает и риски – возможный ущерб, который может быть причинен из-за проблем целостности структуры данных, также увеличивается.

Люди как данные: проблемы, связанные с новыми технологиями

Проблема в том, как мы представляем личную идентичность и ее сложности, распространяется также на новые технологии. Например, решения для идентификации на основе технологии блокчейн были предложены в качестве средства предоставления услуг идентификации без рисков, связанных с централизованной национальной базой данных, которая является частой целью для преступников.

Например, различные законодательные инициативы в отношении беженцев направлены на использование технологий, основанных на блокчейне, для предоставления беженцам «идентичности» и доступа к товарам и услугам. Хотя характер систем может отличаться; одной из особенностей технологии блокчейн является то, что она является неизменной, то есть ее нельзя изменить. При этом очевидно, что схема идентификации будет разработана для отражения изменений статуса индивидуума на протяжении всей его жизни — брака, развода, смены имени — факт этих изменений также будет записан в блокчейне. Таким образом, неизменный характер блокчейна делает его сложной задачей при разработке системы идентификации. То обстоятельство, что кто-то изменил свое имя или другие аспекты своей идентичности, является информацией, которая может привести к серьезным рискам – например, к преследованию или насилию. Нам, как обществу, хотелось бы быть уверенными, что мы защищаем людей, которые изменили свою идентичность во избежание их оскорбления. В более широком смысле, понятие этих форм идентичности, якобы дающее больший контроль над индивидуумом, все еще основано на предположении о сущности идентичности, которая говорит: у человека есть одна и только одна, идентичность, которая остается постоянной в течение всей жизни. Она не оставляет места для всех тонкостей, сложностей и не оставляет места для ситуаций.

Заключение

В чем же заключаются решения этой проблемы? Какой может быть система, которая, с одной стороны, дает человеку возможность идентифицировать себя, а с другой — объяснить изменения идентичности, которые могут произойти у него в течение жизни.

Закон может учитывать возможные варианты. Мощный режим защиты данных может обеспечить некоторую защиту, а также должен применяться к данным в любой системе идентификации. Важным аспектом является наличие соответствующих норм для защиты прав трансгендеров и других групп. Например, на Филиппинах вводится новый документ, удостоверяющий личность несмотря на то, что никто не может изменить свой юридический пол. Без такой защиты трансгендеры сталкиваются с оскорблением, дискриминацией и даже насилием. Таким образом, прежде чем внедрять систему идентификации, важно иметь средства защиты, подобные тем, которые предлагаются в Аргентине, где Закон о гендерной идентичности позволяет человеку относительно просто изменить свое официально зарегистрированное имя и пол, а также внести эти изменения в свой документ, удостоверяющий личность. Исследования показывают, что это влияет на то, как к людям относятся медицинские работники и полиция.

Взаимодействие «данных» и «идентичности» является неразрешимой проблемой: структура любой системы, которая пытается зафиксировать эти взаимоотношения, в некотором смысле потерпит неудачу пока не поймет поразительное разнообразие людей, когда дело касается идентичности. Изменение, постоянное движение, контекстуальное богатство «идентичности» нелегко указать в цифровых системах, что является проблемой самих этих систем — и, к сожалению, несовершенная структура может иметь последствия, которые сохранятся из поколения в поколение.

Таким образом, к вопросам идентичности в системах, требующих переработки большого количества данных, следует подходить с осторожностью. Решение не обязательно заключается в создании гигантской системы, охватывающей всю нацию — или, действительно, все человечество. Может случиться так, что решения лежат в более тонком использовании идентичности, а также в понимании того факта, что одна, единственная система не может содержать ответы на все вопросы.

Источник: «Identity, discrimination, and the challenge of ID» https://privacyinternational.org/feature/2274/identity-discrimination-and-challenge-id