03/04/2013
Пример Логической рамки
03/04/2013

Инструкция по заполнению Логической рамки

1. Заполняем блок «Цель проекта» — к моменту заполнения Логической рамки (ЛР) она уже должна быть, так как обычно отражается в разделе грантовой заявки п. 1.

Цель проекта – бывает общая (goal – «влияние» проекта, это большая цель. Проект не может полностью достигнуть ее, но должен внести вклад в нее). Например, «улучшение правового положения выпускников детских домов» – это большая цель (общая). Здесь, в ЛР, имеется в виду конкретная цель (purpose), т.е. нечто совершенно четкое и измеримое, что проект должен и обязан достигнуть . Например,  «обучение ХХХ выпускников такого-то детского дома, находящегося там-то, своим правам на предоставления жилья и методам их отстаивания» — будет уже конкретной и ясной целью, которую можно достичь в рамках одного проекта. То есть, цель проекта должна отвечать некоторым критериям, обычно их называют СМАРТ (SMART: S — specific (конкретная), M — measurable (измеримая), A — attributable (соотносимая), R — realistic (реалистичная), T — time-bond (ограниченная во времени). Поэтому здесь заполняется именно то, что Вы хотите достигнуть в проекте (пока в черновом варианте). Потом, после полного заполнения ЛР, можно будет вернуться и доработать ее. Вклад проекта в общую (большую) цель отражается в Долгосрочных результатах.

2. Далее заполняем раздел «Индикаторы достижения цели». Это два-три индикатора, по которым Вы узнаете достигли ли Вы цели проекта или нет (и мы тоже). Здесь необходимо указывать конкретные цифры, н-р, выпуск брошюры по половому воспитания подростков тиражом 1000 экз. (для такой цели проекта, как раскрытие потенциала молодежи и привитие навыков ЗОЖ, проживающих в г. Таком-то). В целом любой индикатор должен удовлетворять следующим критериям (называемым CREAM):  C — (clear) точный и недвусмысленный, R — (relevant) соответствующий, подходящий измеряемому явлению/действию, E — (economic) недорогой и не слишком трудозатратный для измерения, A — (adecuate) предоставляет достаточно надежные основания для качественного измерения того или иного явления/действия, M — (monitorable) поддающийся независимому подтверждению (т.е. если будет измерен теми же инструментами в другое время и/или другими лицами, то даст одни и те же результаты.

3. Дальше заполняем колонку «Задачи». Это шаги или вехи проекта, которые нужно пройти (достигнуть), чтобы достигнуть цели проекта. Т.о. необходимо разбить путь достижения цели проекта на несколько вех (шагов) и расписать их. Задач может быть несколько, обычно 3-4 (в зависимости от сложности проекта). Они также должны удовлетворять критерию СМАРТ.

4. Далее заполняем колонку «Мероприятия (описание деятельности)». К каждой задаче необходимо прописать совокупность действий: список конкретных дел необходимых для достижения данной задачи. В этом разделе нужно конкретно указать что и как будет делаться: провести ХХ занятий, обучить столько-то людей на таком-то тренинге (тема тренинга) и т.д.

5. Далее заполняем колонку «Показатели проведения мероприятий проекта». Это индикаторы исполнения мероприятий (outputs), т.е. непосредственные «продукты» проведения мероприятий проекта, такие как кол-во участников тренинга, кол-во проведенных тренингов, кол-во распечатанных брошюр, кол-во выходов в эфир и т.д. Все это – ожидаемые данные. В ходе проекта, разумеется, они будут корректироваться, но запланировать их необходимо заранее. Все индикаторы должны быть выражены в числовыхзначениях. То же относится к качественным индикаторам (н-р, данные для них можно представить в виде оценочных шкал (с указанием степеней изменений/влияния), либо в виде оцифрованных данных по качественным опросам и т.д.).

6. Далее заполняем колонку «Результаты (по задачам проекта)». Это уже индикаторы результатов совокупности мероприятий или действий по конкретной задачи проекта (outcomes). Например, совокупность действий проекта может быть организация проведения серии тренингов, тогда результатом всего этого будет повышение уровня знаний участников по тому или иному вопросу. Данный индикатор относится к задаче проекта. В этом разделе обычно может быть 1-3 индикатора.

7. Далее заполняем колонку «Риски проекта». В данном формате ЛР рассматриваются в основном отрицательные риски. Начать необходимо с определения и анализа рисков, которые лежат на поверхности и относятся к конкретному мероприятию. Н-р, проводимое мероприятие — тренинг. Возможные риски – слабая заинтересованность участников, их неявка, технические проблемы, плохое качество раздаточного материала и т.д. И таким образом определяются и прописываются все риски к каждому мероприятию. Желательно учитывать и указывать существенные риски, т.е. перед тем как вносить их в ЛР необходимо оценить их степень влияния на проект (н-р, плохие погодные условия летом вряд ли будут существенным риском).

8. Далее заполняем колонку «Пути преодоления /минимизации рисков». К каждому указанному риску необходимо выработать и прописать пути преодоления – т.е. что Вы будете делать в проекте, если этот риск осуществиться? Н-р, как преодолеть слабую заинтересованность в тренинге? Путями преодоления могут быть: проведение встреч с заинтересованными сторонами, разъяснения, объявления в прессе, разработка системы предварительной регистрации на тренинге, какие-то поощрения и т.д.

9. Далее заполняем колонку «Долгосрочный результат». Данный раздел отражает общую, глобальную цель, в достижение которой проект должен внести вклад. Н-р, выпуск серии брошюр, освещающих какую-то проблему, вряд ли эту проблему решит, но Долгосрочным результатом в данном случае может быть то, что повысится информированность заинтересованных сторон о данной проблеме, которая в будущем будет способствовать ее решению. Здесь обычно указывают 1-3 долгосрочных результата действия проекта.

10. После полного заполнения ЛР, просматриваем всю ЛР заново, корректируем, проверяем логику (цель -> задачи -> мероприятия -> показатели -> результаты -> риски -> пути преодоления). Возвращаемся к цели проекта и смотрим насколько она теперь отражает весь проект, который представлен в ЛР. Корректируем при необходимости. Не забываем обновить индикаторы достижения цели проекта, (если цель проекта дорабатывалась).

11. Также смотрите пример заполнения ЛР, размещенный на сайте.